“Время — лучший судья, а кризис — экзамен на выживание. Последние годы внезапных экономических проблем лишь подтвердили: в лесном хозяйстве развитых стран, где все звенья отрасли связаны, кооперация очень важна.
Отлаженное взаимодействие выгодно лесоводам, лесорубам, переработчикам древесины, логистам. И государству в целом. Стабильная занятость людских ресурсов, как и рентабельность производств — лучшее средство против глобальных кризисных процессов”, — убежден мой собеседник Валерий Дроздов.
Лесная кооперация в Латвии лишь нарабатывает первый опыт. Года четыре назад совместными усилиями удалось создать конфедерацию лесохозяйственников. Общественные организации хозяев лесов, подобные объединению “Krāslava”, на добровольной основе вошли в латвийскую конфедерацию, что открыло возможность решать важные хозяйственные и организационные вопросы на государственном уровне. Самым демократичным методом — путем голосования. Достигаемый компромисс помогает сбалансировать интересы всех звеньев лесной технологической цепочки от лесовода до изготовителя конечного продукта — мебели, стройматериалов и т. п.
Вновь обратимся к опыту западных соседей. В развитых странах Европейского союза и Норвегии структуры лесничеств в латвийском понимании давно не существует. Отраслевая вертикаль управления завершается министерством или департаментом лесного хозяйства. Контрольные функции осуществляют подведомственные институции при министерствах или департаментах — с минимальной степенью бюрократизации. К примеру, во Франции обходятся лишь одним контрольным органом — в Париже. Это и есть цивилизованная форма рыночной экономики в лесной отрасли и стимулирование кооперации — для обеспечения эффективности бизнеса.
Продолжая тему задач лесной кооперации, начатую в статье “От районного до регионального масштаба”, председатель правления объединения лесохозяйственников “Krāslava” Валерий Дроздов особо отмечает важность информированности населения по экологическим проблемам. Следует перенимать западный опыт ве- дения системной разъяснительной работы об особой ценности лесов со всеми группами населения — от самого юного возраста до пенсионного. Как легких планеты, уникального фильтра грунтовых вод, защиты рек от обмеления и естественного противодействия эрозии почв. Лесная экосистема — это, к тому же, уникальная и ценнейшая флора и фауна, представляющая богатство любой страны. В мире полно примеров, когда сугубо потребительское отношение к природе и хищническое истребление лесов привело не только к колоссальным материальным потерям, но и к глобальным экологическим катастрофам.
При цивилизованном ведении лесного хозяйства зеленые насаждения становятся важным восполнимым природным ресурсом, обеспечивающим благополучие страны. В этом смысле Латвии повезло: леса занимают громадную площадь — 3,24 млн. гектаров. И если в странах ЕС лесистость составляет 33 процента, то у нас — 50,2. “Зеленое золото”, принадлежащее не только республике, но и всему Евросоюзу! Существует статистика, что в 1923 году процент лесистости в Латвии был 23. Фактическое удвоение площади зеленых насаждений за неполное столетие — не только отражение целенаправленной деятельности лесоводов. В довоенные годы учету подвергались качественные, преимущественно хвойные леса, а в настоящее время — любые насаждения площадью более 0,1 га. Снижение эффективности ведения сельского хозяйства, как и миграция трудоспособного населения в города и зарубежные страны — тоже косвенные причины увеличения процента лесных площадей в стра-не, некогда развитой в аграрном смысле.
Сложившаяся ситуация побуждает лесовладельцев к более интенсивному ведению хозяйственной деятельности. В этой связи особую ценность представляет опыт развитых стран, где научились сокращать сроки и затраты на выращивание спелой древесины в 2-3 раза. И если латвийская береза достигает спелости за семь-восемь десятков лет, то французский тополь такую же массу древесины набирает почти в пять раз быстрее — за 16 лет. Скороспелый тополиный фанерный кряж Италия охотно покупает по высокой цене — 100-115 евро за тонну. Второй пример — промышленное выращивание лозы на щепу на низкопродуктивных почвах, в чем преуспела та же Франция и скандинавские страны. А в Латвии подобные эксперименты не могут выйти на производственные масштабы. В Латгалии, с ее сложным рельефом и скудными почвами, этот вид бизнеса мог бы стать перспективным, но...
Один ум хорошо, а два лучше. Валерий Дроздов убежден, что без кооперации задач интенсивного ведения хозяйства в частных лесах не решить. Общих рецептов нет и быть не может: модель хозяйствования диктуют конкретные местные условия. Если лес в качестве охотничьих угодий несет стабильную прибыль, то на Западе не отрицают и такую сферу бизнеса. Парковые зоны рассматриваются как фактор притяжения туристов.
Конечно, в интересах каждого государства — увеличивать долю экспорта лесоматериалов. В то же время, скандинавские страны и Франция, имеющие большие площади зеленых насаждений, разрабатывают часть хозяйственных лесов, а в Норвегии одну треть. Там применение ручных бензопил считается неэффективным, а использование лесокомбайнов на гористых склонах — очень затруднительным. Поэтому наши северные соседи отдают предпочтение сохранению парковых зон в гористой местности, что способствует решению экологических задач. Кстати, во Франции идут общественные дискуссии о стимулировании собственников лесов, которые заботятся о чистоте воздушной среды и вод. Ведется практический расчет механизма денежных компенсаций. А за вновь вступающих лесные кооперативы в Германии и Франции получают поддержку государства.
Немаловажно и упрощение документации при разработке лесосек. И если латвийское законодательство разрешает вести рубки главного пользования только в спелых насаждениях, то наши западные коллеги разрабатывают средневозрастные леса, если это дает экономический эффект. Имея высокоразвитую лесную отрасль, Норвегия максимально упростила процедуру оформления необходимой документации. Вместо лесорубочного билета — электронное сообщение в департамент лесного хозяйства. Вместо традиционного отвода лесосек в натуре — использование системы GPS с компьютерным контролем на лесоразрабатывающей технике. Во Франции на лесовладениях до 25 га даже не требуется утвержденного плана обхозяйствования леса.
И последнее. Кооперация в лесном хозяйстве помогла странам Скандинавии достичь такого экономического уровня развития, что в настоящее время объединения лесохозяйственников не нуждаются в государственных дотациях, а еще имеют собственные средства — для оказания методической помощи коллегам-лесоводам в странах Балтии.
Алексей ГОНЧАРОВ.