Трудный год

img

Крестьянская жизнь — вечная лотерея: то засушит, то замочит... Вот и год нынешний обернулся сплошными испытаниями. На смену затяжной холодной весне грянули зной и небывалая сушь. Теперь же, когда на небогатых нивах завершают работы зернокомбайны, зарядили дождики. Повсеместно выгорела клубника, а смородина, ягода Янова дня, начала краснеть с опозданием на целый месяц. В иных районах Латвии впору объявлять чрезвычайное положение, а вот латгальцы, привыкшие надеяться только на себя, не паникуют.

За наших фермеров особо можно не беспокоиться: самый современный машинно-тракторный парк дает колоссальные возможности для маневра даже в очень сложных погодных условиях. Душа болит за мелких собственников, которых у нас преобладающее большинство. Чтобы вжиться в нынешние проблемы владельцев типичного натурального хозяйства, я заглянул в деревню Вортники, где проживают мои давние знакомые Юрий и Вера Тризна. Хозяин крестьянского хозяйства “Левини”, что в Кастулинской волости, при встрече не раз зазывал меня в гости, а тут и случай подвернулся.

“В этом доме я на свет появился. Знаешь, как? На столе, так акушерке принимать роды было удобнее. Здесь и умру. Как жить вдали от родины? — начал разговор Юрий. — На возвращение сынов надежды нет. Леонид с семьей укоренился в Даугавпилсе, Валерий осел в Дагде. Этим дедовская земля не нужна. Последняя надежда на внучка Гунтиса. Так хочется, чтобы деревенька не умерла. Сейчас до того дошло, что в этом ранее людном крае совсем перевелись молокосдатчики. Ты не поверишь: в деревню перестал приезжать молоковоз. Раньше мы держали трех-четырех дойных коров, теперь и вовсе сделали перерыв. Самим подвозить к большой дороге молоко от одной буренки невыгодно. С чего живем? Бекончиков растим, за год десятка два набирается”.

Обоим хуторянам чуть за пятьдесят. Как говорят старики — самая сила, да и житейского опыта не занимать. Ритм доживания — это не для Веры и Юрия. Потому они, прикинув молочные цены, которые стабилизировались, задумали вновь заняться коровами. Хозпостройки добротные, требуется лишь реконструкция в европейском стиле. Для свиней голов на десять-пятнадцать можно построить отдельную небольшую ферму, зато в основном хлеву высвободится помещение под молочную. Хозяева надеются “попасть в проект”, для чего уже консультировались со специалистами. Вполне реально.

Нынешний сельскохозяйственный год Юрий, конечно же, не похвалил. Но у него, человека запасливого, с прошлого года осталось достаточно зерна и сена, так что завести новых буренок он готов хоть сейчас. Даже неважный урожай озимых и яровых не пугает хозяев. Что земля уродила, все уберут до зернышка — в лучшие сроки. С годами надоело выпрашивать комбайн у чужих землевладельцев, которые в первую очередь пеклись о своем хлебе, а уж потом выручали соседей. Юрий с гордостью показал мне свое последнее приобретение — шведский комбайн марки “Aktiv”, доставленный из Литвы. Испытания западной техники на латгальских полях проходят успешно. Мой приятель-острослов выразился метко: “Комбайн с нуля, перед которым надо двоечку поставить. Ничего, послужит, на наш век хватит. Обошелся нам в 2100 латов. Со временем окупится: в прошлом году сервис на жатве мне стоил двести латов, да и упущенные сроки обернулись потерями. Теперь я сам себе хозяин — здоровье дороже. А вот с трактором не повезло. Он тоже двадцатилетний, как и “новый” комбайн. Отправил Т-40 на капремонт в Гулбене, выложил тысячу латов — и пролетел. Дважды вызывал горе-ремонтников по рекламации, видимо, и в третий придется. Дурят нашего брата, крестьянина, все, кому не лень”.

“Зачем тебе деньги?” — спрашиваю Юриса.

“Четверых внуков хочется побаловать, — отвечает тот. — Дом планирую еще разок капитально подремонтировать. Вдруг кто-то из наследников задумает работать на земле. Мы с Верой не теряем такой надежды. Хутор стоит в замечательном месте, на самой опушке леса, рядом — большое и чистое озеро. Не должна здесь жизнь угасать. Никогда.

Зачем столько свиней растим? Не только для реализации. Убежден, что наши сыновья и невестки не знают, почем свинина на базаре. Бекончики славные, питаются чистым зерном и картофелем.

Кстати, о деньгах. Жизнь давно научила нас не держать их в кубышке. Любая реформа — грабеж. На закате советской власти у нас “на книжке” был хороший капитал — шесть быков очень выгодно продали. Потом, когда рубли обернулись в “репшики”, а затем появились латы, сбережения растаяли, как весенний снег. На те деньги, которые еще недавно считались богатством, только и успел купить ботинки на меху, а обмывать пришлось пивом — на водку не хватило. Да и теперь инфляция прямо на глазах латы сжирает. Что вчера не успел купить, за то сегодня переплачивай. Цены на горючее — фантастические, минеральные удобрения — дорожают, а без них на наших полях зерновые не вырастишь. Правда, удается получать субсидии — это хорошее подспорье. В нашем десятигектарном хозяйстве они полностью компенсируют оборотные средства. Мы понимаем, что нельзя топтаться на месте, надо развиваться. Поэтому заведем дойных коров “по второму кругу”. Риск есть: требования растут, а вот закупочные цены…

Болит душа за вымирающую Латгалию. Кто виноват? Сейм и правительство. Каждый, попав во власть, печется только о себе. А ты, деревенский мужик, живи, как знаешь”.

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Imanta, Melānija

Партнеры

  • Latvijas Reitingi