В крестьянском хозяйстве “Чады” (Дагдский край, Вецдоме) 19 сентября Латвийская ассоциация коневодов организовала оценку лошадей группы “Латгальский рысак”.
В программу входили оценка рысаков, а также проверка их способностей на дистанции 1600 м — скаковых и с двуколками. Для зрителей работал буфет, а также базарчик, где торговали поделками ремесленников и сбруей. Дети могли покататься в повозках и на пони. В свою очередь, церемония награждения проходила под живую музыку — всех развлекало музыкальное трио сениоров “Brāļi latgalīši”. Мероприятие поддержали Министерство земледелия, Дагдская краевая дума, ООО “Валмэкс”, КХ “Апкалнмаяс”.
Торжественное разрезание ленточки возвестило об открытии новой трасы, которая так и называется — “Чады”. Глава Дагдской краевой думы Виктор Стикут признался, что пару месяцев назад он сильно сомневался, смогут ли здесь состояться соревнования подобного масштаба. Казалось, не успеют, но с Божьей помощью Николай Галилеев при содействии фирм “Латгалес цели” и “Валмэкс” сумел все подготовить. Председатель думы выразил надежду, что на достигнутом господин Галилеев не остановится и сумеет провести соревнования вселатгальского масштаба.
С гордостью и удовлетворением
Не скрывал радости по поводу новой трассы председатель правления Латвийской ассоциации коневодов Гунтис Розитис: “Мы гордимся вами! Хорошо, что в этих краях уже несколько беговых дорожек, а эта — одна из новейших во всей стране”.
Радовался и хозяин трассы Николай Галилеев: “Наконец, сбылась моя мечта — проложена трасса, насыпана беговая дорожка. Сегодня, в день открытия, желаю всем отлично провести время, от души развлечься!”
После приветственных речей разрезали ленточку, и пригласили главных героев в нарядные повозки Антона Арницана и Владислава Барановского, чтобы совершить круг почета. Тут же на разминку вышли первые рысаки.
Участников объявлял и ход бегов комментировал небезызвестный в районе человек — Адольф Лочмелис. Ну, а где он, там, известное дело, шутки-прибаутки: “Если кто номер забыл, не беда, мы и так всех знаем в лицо — и наездников, и лошадей. Минуту назад один господин поведал мне, какая разница между латгальцем и чангалом. Латгалец — тот, кто родился и трудится в Латгалии, чангал — родился в Латгалии, а живет и работает в Риге…” С трудом читая заявки на английском, господин Лочмелис иронизировал: “Думаю, что 99% присутствующих знают этот язык не лучше меня…” В перерывах между забегами комментатор обращался к истории коневодства в прославленном колхозе “Бривиба”. Делясь воспоминаниями, А. Лочмелис поведал несколько курьезных случаев. Словом, было интересно! Судьи придирчиво следили за лошадиной поступью, однако нарушений, “тянувших” на аннулирование результатов, к счастью, не выявили.
На старт!
Первый заезд был интересен тем, что в нем оспаривался кубок крестьянского хозяйства “Чады”. Участникам раздали красные номера. Победила спортсменка из Гаркалне Рижского района Линда Зеленцова на гнедом Ла-Манше (2:48,47 мин.). Второй финишную отметку пересекла ее землячка Татьяна Шнур на Суворове, показав время 2:48,66. Третье место занял сам хозяин трассы — Николай Галилеев на гнедой кобылке Поэма (2:57,75).
Во втором заезде, где стартовали участники с желтыми номерами, разыгрывался кубок Дагдского края. Первой пришла к финишу гаркалнская спортсменка Татьяна Мартинсоне на буром жеребце Макк-Бой (2:16,47). Лишь на голову отстал Николай Галилеев на кауром жеребце Каллис, показав второе лучшее время — 2:16,47. Третьим к финишу пришел Марек Брокан из Пакалниеши Гулбенского района на буром жеребце Повер-Харт (2:16,81). Наконец, четвертое место у Эдуарда Мартукана (Айзкраукльский район) на гнедой кобыле Ворт оф Трайинг.
Дольше всего пришлось ждать розыгрыша кубка Латвийской ассоциации коневодов. Третий заезд задерживался по техническим причинам: у одного из наездников сломалось колесо двуколки. В конце концов, проблему решили, и на трассу вышли лошади с белыми номерами. Кубок увез Эдуард Мартукан на буром Мумс-Мемори (2:17,50). После него финишировали Вильгельмина Вегнере из Циблы Лудзенского района на жеребце Д.Р.С.Фрейг (2:19,72), Татьяна Шнур на гнедой кобыле Ля Исла Бонита (2:21,55) и Инта Дуцане из Циблы Лудзенского района на гнедой кобылке по кличке Париж — 2:48,88.
Эти соревнования войдут в историю первыми рекордами на трассе “Чады”, которые продержатся, как минимум, до следующих состязаний. Латвийская ассоциация коневодов выражает признательность Валерию Блусу (ООО “Вал-мэкс”) — за помощь в строительстве трассы, а также Адольфу Лочмелису — за активное участие в проведении мероприятия и интересные комментарии.
Затем собравшимся продемонстрировали кобыл Париж, Пиковая Дама, Шона, Гейша Шагора и Лорда.
На этом смотре проводились параллели с атмосферой состязаний, родившейся отнюдь не на современной автотрассе, а имеющей гораздо более глубокие корни. Еще во времена наших бабушек делом чести латгальского крестьянина было приехать в костел раньше соседа. А сделать это мог тот, в чьей линейке или лагошках (в зависимости от времени года) запряжена более быстрая лошадь. Наверняка в “Чадах” нашлись люди, с белой завистью взиравшие на четвероногих красавиц, которых тоже оценивало строгое жюри.
Затем прошли еще одни состязания, с английским названием — драйвинг. На понятном языке это означает езду по манежу с преодолением препятствий. Скорость значения не имеет, спортсмен должен продемонстрировать умение управлять лошадью на ограниченной площади по заданной схеме, которую надо знать наизусть, а также преодолеть препятствия. И здесь у судей было много работы.
Хорошо, что хорошо кончается…
Пока взрослые наблюдали за бегами, дети с радостью пользовались возможностью покататься в повозках. К сожалению, не обошлось без происшествия: одна из лошадей вдруг понесла и ездоки посыпались из телеги как горох. К счастью, никто не пострадал, но это ЧП подтвердило старую истину: береженого Бог бережет. Там, где лошади, следует быть особо осмотрительным.
Кстати, люди часто спрашивают: что проку от подобных соревнований? Разве что призы… Председатель правления Латвийской ассоциации коневодов Гунтис Розитис считает: чтобы развивать конкретную популяцию, породу или группу лошадей, прежде надо их проверить — если, конечно, хозяин пожелает иметь действительно хорошего коня. Какой из них лучше? Тот, который быстро бежит или тот, который слушается человека?
Латгальскому рысаку — быть!
Г. Розитис: “Если корову оцениваем по удою, то лошадь — по ее нраву и работоспособности. Чтобы выводить породу, всех этих лошадей надо проверить. А делается это как раз на таких соревнованиях. Сюда привели нас жители Латгалии, для которых коневодство и понятие “Латгальский рысак” еще живы. На мой взгляд, здесь пробуждается национальный интерес — к самим себе и к отрасли как таковой”.
По словам господина Розитиса, выращенные в Латвии лошади имеют одну историю. С переменным успехом отечественные коневоды выводили три типа лошадей — тяжеловоза, латвийскую ездовую и легкую ездовую — рысака. Коневодство в Латгалии развивалось несколько иначе, чем в других регионах Латвии, здесь отдавали предпочтение скорости. Поэтому Латгалия исторически сложилась как родина рысаков. Это связано с небольшим количеством гравийных дорог, полей. Лошадей чаще использовали не на сельскохозяйственных или лесных работах, а как средство передвижения. Решающую роль играло стремление латгальцев порисоваться перед соседом. На проселках и озерном льду устраивали рысистые бега.
Господин Розитис утверждает, что латгальский рысак — это популяция на базе варшавских почтовых лошадей, российских, американских и орловских рысаков.
Самым популярным племенным жеребцом в истории латгальских рысаков считался Сан-Валкер АРк 67, 1919 года рождения, завезенный из США. О его способностях слагались легенды. В 1949 году 98% из всех латгальских лошадей были рысаками. Их стали выращивать в Риге, Елгаве, других местах.
Позже, при советской власти, количество рысаков сократилось. Несмотря на успехи, латгальский рысак как порода больше не существует.
Во-первых, их перестали выращивать, во-вторых, оставшихся особей скрестили с латвийскими ездовыми, поскольку требовались помощники на полях. Свою роль в исчезновении породы сыграло и закрытие Рижского ипподрома, а также то, что на протяжении долгих лет не проводились рысистые бега.
Г. Розитис: “Чтобы испытать рысаков, требуется дорожка, соперничество. Поэтому заслуживает всяческого поощрения то, что делается в “Чадах”. Да и вообще Дагдский край давно славится своими достижениями в этой области — еще со времен Яковлева, Лочмелиса (неважно, как их еще назвать). Сейчас вот эстафету подхватил Анатолс Вишкурс. Я искренне рад, что теперь здесь есть несколько мест для тренировки и показа лошадей”.
На начало года в едином регистре госагенства “Центр сельскохозяйственных данных” числилось 139 рысаков (на 13.02.2009): 91 из них соответствовал российскому рысаку; 38 — американскому; 3 — орловскому, 7 — латгальскому. Ассоциация коневодов считает целесообразным сохранить и развивать породу. Латгальский рысак видится как многофункциональная лошадь, используемая и на ры- систых бегах, и на других соревнованиях. Он должен быть не только быстрым и статным, но и сильным, выносливым, в меру темпераментным, сравнительно кротким.
Юрис РОГА.