Сильные телом и духом

Недавно, 9 сентября, исполнилось 30 лет, как руководитель Латгальского регионального каратэ-клуба “САТОРИ”, заслуженный тренер Игорь Комар (черный пояс, 5-й дан) сделал первые шаги в этом виде восточных единоборств.

Точнее, именно в этот день три десятка лет назад на диком пляже в Калнгале держал первый из двух экзаменов, чтобы поступить в школу каратистов и осваивать этот вид спорта официально.

“Первый официальный прием в школу каратэ разрешили еще при советской власти, — вспоминает Игорь. — В четырех-пяти электричках на экзамен прибыло около 6000 человек. Нас разделили на группы по сто участников и велели пробежать 6-7 километров… босиком: NodarbībasNodarbībasвначале по морскому берегу, потом по лесным шишкам, хвое. К финишу приходили 15-20 человек из группы. Они получали допуск к следующему экзамену, который через неделю проходил в нескольких учебных заведениях Риги. Снова всех разбили на группы по сто человек. Экза- мен шел не меньше часа. Эк- заменаторы были беспощадны: упражнения сложнейшие и никакого тебе спуску. Малейшая ошибка — и все, ты свободен. Справились хорошо если два десятка из каждой сотни. Среди них был и я”.

Игорь уже тогда был уверен в себе. Да и как иначе? Неужели человек, с детства друживший со спортом, придя из армии, окажется не в состоянии пробежать босиком по пересеченной местности, а затем выполнить упражнение на силу и выносливость? Ведь еще в 5-м классе Игорь серьезно занялся современным пятиборьем — плавание, стрельба, фехтование, конный спорт, бег. А в 9-10-м юноша увлекся боксом. Оттачивал боксерское мастерство на армейской службе — в авиачасти, которая базировалась в Новосибирской области. Игорь обслуживал истребители. Говорит, что техника сложная, требует огромной ответственности.

Отслужив, он поступил в Рижский политехнический институт. Окончил его с дипломом инженера-электрика. Пошел на преподавательскую работу по специальности и продолжал заниматься каратэ, старался не пропускать ни одних соревнований. В 1981 году этот спорт оказался под запретом, тренировки разрешались только в милицейских спецподразделениях и в армии. Игорю повезло: поскольку он занимался каратэ в армейском спортклубе, то мог продолжать тренировки. Правда, это была уже другая ситуация — исчезла массовость, отчего каратэ как вид спорта в Латвии серьезно пострадал. Нелегко было и тем, кто занимался легально: для развития любого спорта требуется четкая система, а вот по ней как раз и был нанесен серьезный удар. Возрождение каратэ пришлось на 1987-1988 год, горбачевскую перестройку. В Риге прошли фестивали единоборств, соревнования. Но такого ажиотажа, как 30 лет назад, уже не наблюдалось.

Своим первым учителем Игорь считает широко известного в спортивных кругах человека — Мариса Абелева, инициатора возрождения каратэ в Латвии, сыгравшего важнейшую роль в создании Латвийской федерации каратэ. Второй наставник Игоря — президент польской федерации каратэ Вацлав Антоняк (7-й дан). Затем Игорю посчастливилось тренироваться у японца Кенету Фунакоши (9-й дан) — основоположника современного каратэ.

Когда Латвия обрела независимость, Игоря пригласили на работу в Яунаглону: тамошнее профтехучилище нуждалось в преподавателе курса электроприборов. В семье Игоря между тем подрастал маленький Олег, к тому же ожидалось пополнение, а с жильем в столице было непросто. Зато в Яунаглоне сразу выделили четырехкомнатную квартиру.

Государство позволило создавать разные общественные организации, и в 1991 году Игорь открыл каратэ-клуб “Аглона”. Позднее, в 1998-м, организация сменила вывеску и теперь именуется “САТОРИ”. Причина тривиальная: популярность клуба стремительно росла, вышла за рамки и Яунаглоны, и Аглоны, достигнув регионального уровня. Сегодня клуб имеет филиалы в Краславе, Дагде, Резекне, Лудзе, Прейлях, Варкаве и других местах. Были небольшие группы и в малых населенных пунктах, увы, сказалась низкая рождаемость, и они оказались недолговечными. С тех пор как Игорь начал карьеру тренера, через его клуб прошло около 10000 человек.

“Ни за одного из моих питомцев мне не стыдно, — уверяет Игорь. — Имею в виду тех, кто занимался каратэ три года и больше. За других, по разным причинам покинувших этот спорт, не ручаюсь”.

Игорь подготовил чемпионку мира по каратэ — Александру Чигринову, ныне жительницу Резекне. Несколько его воспитанников стали призерами мирового первенства, в том числе краславчанин Дмитрий Кузьмин, который в 2001 году завоевал в Риге бронзовую медаль.

Сын Игоря Олег Комар (черный пояс, 3-й дан) — старший тренер и юрист клуба — стал серебряным призером европейского чемпионата в Голландии. Кстати, и дочь Юлия, третьекурсница и тоже будущий юрист, является обладательницей коричневого пояса, а вскоре собирается держать экзамен на черный. Если о семье, то родился Игорь в Минске. Через год его отец окончил Минский мединститут и в 1959-м по распределению был направлен в Браславскую больницу, откуда его вскоре переманили в Даугавпилс. Так Игорь стал даугавпилчанином. Его супруга — родом из Кулдиги, училась в Даугавпилсском пединституте. В будущем году, 31 мая, семья Комар отпразднует 30-летие свадьбы.

Первая тренировка каратистов в Краславе состоялась 2 января 1992 года. С тех пор подготовлены четыре обладателя черного пояса. Игорь ничуть не кривит душой, когда говорит: “Краславчане мне очень нравятся, еду сюда с радостью. Народ у вас приветливый, дисциплинированный, ответственный. После рабочего дня в Краславе испытываю истинное удовлетворение”.

Что дали 30 лет в каратэ самому Игорю? Первое, что приходит на ум, — награды. В свое время он был чемпионом Латвии, одерживал и другие победы. Но самое крупное достижение — это 7-е место на мировом первенстве в Берне (Швейцария), на котором были представлены 77 стран. Успех, которым мой собеседник искренне гордится, завоеван в 40-летнем возрасте. К тому же все аттестации, начиная с низшей ступени, Игорь прошел в Европе. В ту пору, отправляясь в какую-либо из европейских стран, Игорь клал в дорожную сумку консервы, сало и другие продукты, чтобы было чем питаться, плюс вез что-нибудь на продажу — чтобы оплатить семинары. Конечно, был второй путь: Игоря хорошо знали в Белоруссии, России, там он стал бы обладателем черного пояса максимум за год. Но нет, выбор пал на более трудный, зато легальный способ, и черный пояс Игорь надел только в 1993-м. А чтобы получить 6-й дан, подал документы в штаб Всемирной организации каратэ, который находится в Мадриде. Теперь ждет подтверждения. Самый высокий дан — 10-й. Но его имеют лишь несколько человек во всем мире, все они — японцы.

Второе — умение отстоять себя и других, скажем, перед шпаной.

Да, Игорь не отрицает: для любого спортсмена важны успехи, награды, способность защитить себя и тех, кто рядом. Но в каратэ главное не это, хотя и у тренера, и у его учеников были ситуации, когда требовалось применить навыки, что называется, в быту.

“Занятие каратэ дало мне целеустремленность, сформировало прочие черты характера, пригодившиеся в работе, помогло создать крепкую семью, построить хорошие отношения с окружающими, — продолжает мой собеседник. — Если сам себя будешь уважать за трудолюбие, целеустремленность, порядочность, честность и прочие качества, то изменится и твое отношение к другим — появится больше уважения, понимания. Недаром ведь говорят: полюби себя — полюбишь и других! Благодаря каратэ, мне сегодня не стыдно за свою жизнь, как, впрочем, и всем, кто серьезно посвятил себя этому виду спорта. Каратэ — это первым долгом система воспитания внутреннего мира. И только затем физический способ постоять за себя и своего ближнего. Не приведи Господь, чтобы пришлось применять его в жизни! Но случается, хотя и очень редко. Человек, достигший на длительных тренировках высшего уровня, не пойдет на дешевую дискотеку, не станет за углом курить, а тем более, употреблять наркотики. У него иные ценности, иное воспитание. Вероятнее всего, такой человек просто не окажется в ситуации, когда требуется физическая защита. На занятиях я учу детей правильно заправить постель, готовиться к урокам, слушаться родителей, хорошо вести себя в школе и за ее пределами. Очень многое в спорте зависит от тренера. Поражен, когда слышу от родителей своих подопечных о том, что тот или иной учитель физкультуры нецензурно ругается. Случаются ли у каратистов травмы? Скажу так: реже, чем у шахматистов. Для нас, тренеров, больше проблем с футболом и баскетболом, где дети травмируются чаще, а затем вынуждены наблюдать, как тренируются другие”.

Каратэ — недорогой вид спорта. Игорь начинал с самодельного кимоно, сшитого из простыней. Теперь костюм можно купить, детские стоят от 12 до 18 латов, да еще со скидкой. Есть, конечно, и дорогие кимоно, около 60 латов. Такое он носит сам. Кроме того, требуется примерно 8 латов на перчатки, чтобы не получить травму. Хотя контактных ударов на тренировках стараются избегать, бывает всякое. Наконец, подушка за 7 латов — одна на двоих, чтобы оттачивать удар. Собрать ребенка в танцевальный кружок — дороже.

Игорь подчеркивает: главный навык каратиста — присутствие духа. На тренировках часто говорят о жизни, философии. Многие воспитанники побывали у тренера дома, увидели, как он живет, и теперь хотят походить на него. Многих удивляет, что Игорь пишет стихи, владеет музыкальными инструментами. Любит интеллектуальные игры, скажем, “Свою игру” на НТВ. Очень много читает, отлично знает историю, особенно Латвии, и вполне готов дискутировать с корифеями в этой области. Хранит дома массу фотографий, по которым прослеживается развитие каратэ в нашей стране. На одной из них — президент Латвийской федерации каратэ, Олег и Игорь. На другой — сотни человек, наблюдающие за соревнованиями стоя, поскольку на трибунах негде яблоку упасть — такой популярностью пользовался когда-то этот вид спорта. Прежняя молодежь могла лишь мечтать о такой возможности: выбери клуб и тренируйся себе на здоровье! Тогда же, не попав в легальные, люди шли в подпольные клубы. Это и послужило в СССР одним из поводов запрета на каратэ. Теперь в Латвии существует строгая система контроля на государственном уровне, да и федерация следит, чтобы в стране не появлялись нелегальные группы. Кому защищать честь марки, как не самим?!

Не без сожаления Игорь отмечает, что спрос на тренировки падает: “Снова стало трудно работать. Приходят родители и жалуются, что их либо уволили вообще, либо понизили зарплату. Ребенок в слезы. Бывает, тренирую бесплатно, уж очень люблю детей. Если вижу, что ребенок меняется на глазах, растет, то махнуть на него рукой уже невозможно. Летом организовали тренировочный лагерь в Тискадах: озеро, сосновый бор, замечательный спортзал, добротный инвентарь. Две полуторачасовые тренировки — утром и вечером. Отправлялись в экскурсии. Что до соревнований, то объездили, считай, всю Европу, до Португалии”.

В свое время Игорь держал в Аглоне два магазина, кафе, пивбар. Пришлось закрыть: люди уехали на заработки в Ирландию, в том числе, его персонал. С 2002 года он имеет только клуб “САТОРИ”, ставший делом всей жизни. Параллельно занимается научной работой в области спорта, много пишет на эти темы.

Юрис РОГА.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Staņislava, Staņislavs, Stefānija

Партнеры

  • Latvijas Reitingi