Церкви нашего края — это свидетели нашей истории. В каждой есть что-то особенное, достойное внимания, уникальное. Похожих церквей нет.
Первый храм в Асуне в 1680 году построили отцы-иезуиты на деньги польского короля Яна Собесского. Время это было для Европы весьма неспокойным. Османская империя активно захватывала все новые земли. Остановить это продвижение был призван Ян Собесский. После победы у Хотина в 1674 году польский сейм избрал его королем. В 1683 году под Веной Собесский так разгромил турецкие войска, что об их продвижении в Европу не было и речи. Именно в это время Польша становится одной из величайших европейских держав. Почувствовали это и жители Инфлянт.
Деревянная церковь в Асуне простояла вплоть до 1816 года. А в 1819 году было закончено строительство нового, каменного храма. И, что интересно, оно велось на деньги общины, помощь оказали священники — прелат Вышомирский и отец-каноник Купревич.
Выбран был весьма скромный проект. Церковь получилась уютной, небольшой. Одновременно с этим Асунский костел выглядит более старым, нежели церкви 18 века. Это происходит потому, что проект был старым, “немодным” в то время. Внутреннее убранство носит характер византийской эстетики, что придает храму отпечаток старинности и раннехристианской простоты. Выносная колокольня, которая выполняет функции ворот церковного двора, как бы повторяет колокольни первых христианских базилик. В те далекие времена, когда христиан жестоко преследовали римские власти, колокольня, при приближении опасности, служила для подачи сигнала тревоги.
Главный алтарь украшен раскрашенными скульптурами святого Антония и святого Франциска. Эти люди были единомышленниками при жизни. Франциск Ассизский — основоположник нищенствующего монашеского ордена, названного впоследствии его именем, Антоний Падуанский — величайший проповедник Слова Божьего. Оба призывали к состраданию, любви к ближнему, к отказу от земных искушений.
Многочисленные обновления церкви привели к неровностям поверхности наружных стен, что производит впечатление старинных церквушек где-нибудь в Сицилии или на островах Греческого архипелага. Скромные украшения фасада, призванные придать зданию “барочный привкус”, не в силах затмить строгость и красоту Асунского костела, гораздо более приемлемые в окружении латгальского местечка, нежели вычурные барочные “красивости”.
Маленькая Сицилия в самом сердце Латгальского края...
…Церковь в Бересне. Так просто ее не найдешь. Однако в Свариньской волости ее покажет каждый. Наследие польских помещиков Таргонских. Род этот не принадлежит к самым известным в наших краях. Однако оборотистости и предприимчивости его представителей могут позавидовать многие.
В 1861 году началось строительство железной дороги Динабург-Витебск, которая была частью дороги Рига-Орел. Вот тут-то Таргонские и подсуетились: они стали подрядчиками строительства (расчищали от леса дорогу, поставляли строительные материалы и так далее), говоря современным языком — “выиграли тендер на подряд”. Это сказалось на финансовом положении семьи, которая зажила на широкую ногу. Страстью пана Таргонского была охота. Псарня его получила широкую известность во всей округе.
Еще в 1805 году, неподалеку от имения, хозяин Бересни выстроил деревянную капеллу, которая долгое время служила усыпальницей для местных дворян.
Наступили “окаянные дни” — революция, война... Таргонские уехали. Капелла почти развалилась, а богослужения проходили в панском доме. Но в 1927 году в Бересне обосновался священник Янковский, который и начал строительство новой церкви, вернее, расширил и обновил старую капеллу.
Сегодня храм в Бересне — одна из самых необычных деревянных церквей в наших краях. Здесь удивительно покойно и тихо. Интерьер радует спокойными красками, иконы в основном современные (литографии, а то и просто типографские отпечатки). Интерес вызывают изображения крестного пути Иисуса Христа, выполненные в технике горельефа, незамысловатые и яркие.
Сама церковь посвящена Святой Анне, которая была матерью Девы Марии и, соответственно, бабкой Иисуса Христа. Почитается святая как великая целительница (особенно к ней обращались во времена чумы).
От самых церковных ворот отходит старая дорога. Даже не дорога, а дорожка. Когда-то она вела прямиком к имению Таргонских. Сегодня там не осталось ничего, чистое поле.
Две церкви, две судьбы, две истории... Как часто мы ищем впечатлений “за тридевять земель”, совсем не замечая того, что лежит возле нашего порога. А ведь открытия — совсем рядом с нами. История нашего края неизучена, неисследована. Она ждет своих первооткрывателей.
Андрей ЯКУБОВСКИЙ.