“Vecajam draugam...” Такими словами начал дарственную надпись на авторском фотоальбоме мой старый приятель Витаутс Михаловскис. В этом и заключается счастье газетчика: с годами мы непременно обрастаем единомышленниками, поклонниками, друзьями так, что даже время не в состоянии разлучить людей, понимающих друг друга с полуслова.
Неожиданный телефонный звонок и знакомый голос: “Это Витаутс из Огре. Не забыл? Жди в гости!” Через столько лет! Хорошее не забывается... А вспомнить нам есть что. Как рыбак рыбака видит издалека, так и мы с Витаутсом нашли друг друга в конце восьмидесятых через сотни верст.
Он в то время возглавлял народную фотостудию “Огре” и в поисках свежей темы заинтересовался Латгалией. Вначале приехал один, чтобы подготовить почву для высадки творческого десанта. Проблему жилья мы решили легко и просто: в школьном интернате можно было устроиться за символическую плату. Краслава очаровала весьма опытных и начинающих фотохудожников с первого взгляда. И что меня удивило больше всего, ученики Михаловскиса увлеклись не природными красотами, а портретной и жанровой съемкой. Простые люди охотно позировали перед камерами заезжих фотографов.
Отчетные фотовыставки вызывали неподдельный интерес краславчан. Помню вернисажи на городской площади, в стенах ДК. И обоюдную радость мастеров и зрителей, многие на фотокартинах узнавали себя. Провинциальная тема так захватила наших новых друзей, что тогда даже в Риге с большим успехом прошла фотовыставка народной студии “Огре” под названием “Краслава”. Мы, принимающая сторона, не имели права оставаться в долгу у коллег по творческому цеху, и где-то в начале трудных девяностых вместе с Борисом Тарлецким открыли краславскую фотовыставку в Огре. Это было недавно, это было давно...
Последний раз я выходил на телефонную связь с огрским фотоклубом лет пятнадцать назад. Тогда друзья по увлечению приглашали в фантастическую поездку по фотографической Чехии. Ведь все мы росли на жур-налах “Revue fotografiе”, издаваемых на русском языке в Праге. Очень хотелось побыть в чудесной компании, посетить знаменитый чешский фотомузей и многочисленные выставки. Стыдно признаться, но в то время не было лишнего гроша за душой. Далее наши пути разошлись, однако остались приятные воспоминания и незабываемые впечатления от общения и совместной работы.
И вот, встреча на краславской земле. Мы по-родственному обнялись... Время посеребрило наши виски, прибавило морщин, но руки по-прежнему крепко держат фотоаппараты. Мой старый знакомый не изменяет пленочной камере “Canon”, а меня лихо подколол словами: “Ты неисправимый “никонист”.
Вначале — разговор о жизни, и я искренне порадовался за судьбу Витаутса, который максимально использовал возможности нового времени. Учитель спорта, вступив в Зе- мессардзе, сделал блистательную военную карьеру. Командир взвода в Икшкиле, начальник отдела планирования Огрского батальона Земессардзе, затем — приглашение в штаб Вооруженных сил на должность начальника отдела обучения и капитанское звание.
Далее — стажировка в США и учеба в американской школе стратегического планирования, которая базируется в Германии. Продолжая службу в Вооруженных силах, в 1998 году Витаутс участвовал в конкурсе на должность военного атташе, после чего был направлен на учебу в Данию. Будучи там военным атташе, представлял Латвию еще и в Норвегии, Швеции, Исландии. Через пять лет — назначение в Англию, где и закончил карьеру военного атташе в звании подполковника. Вернувшись в Огре, военный пенсионер с головой ушел в фотоискусство, и наступивший этап жизни Витаутс теперь называет “вторым творческим дыханием”.
Само собой разумеется, что Михаловскис посчитал своим долгом вос- становить фотоклуб “Огре”, объединяющий сейчас 33 членов. Позади — восемь персональных фотовыставок не только в латвийских городах, но и в Дании. Освоив цифровые фототехнологии, опытный художник полон творческих замыслов. Оглядываясь на прожитое, самой дорогой художественной серией он считает фотоработы, сделанные в Краславе. Во время нашей встречи в гостевом доме на берегу Даугавы Витаутс показал мне коллекцию фотокартин краславского периода.
Жанровые сцены, люди, характеры, одним словом, точный портрет провинциальной Краславы двадцатилетней давности. Кое-кто уже покинул грешную землю... С годами ценность художественной черно-белой серии только возросла, и я попросил старого друга непременно показать уникальную экспозицию краславчанам. Витаутс ответил, что это вполне реально. Не он один “болеет” Краславой и, скорее всего, огрских фотохудожников следует ожидать на наших берегах уже через год. Ради чего и состоялась наша встреча.
Алексей ГОНЧАРОВ.