Альберт Цимановский. (Паломничество — не экскурсия…)
(Продолжение. Начало в № 42).
День 1-й. Среда, 15 апреля
В обед отправляюсь на своей машине в Ригу, захватив с собой еще двух паломников — из Краславы и Извалты. Автомобиль оставляю в Духовной семинарии, пообещав за парковку пять литров целительной лурдской воды. В 19.00 служим Мессу в Рижском костеле Скорбящей Богоматери, просим у нее благословения перед дальней дорогой. Что ждет нас, не знаем, большинство совершает паломничество впервые в жизни. Наш путь лежит через Латвию и Литву в Польшу. У польской границы переводим стрелки на час назад. По этому времени нам предстоит жить до самой Португалии. Ночь проходит в пути. Через каждые два с половиной часа останавливаемся на заправочной станции, где можно воспользоваться туалетом и сделать кое-какие покупки.
День 2-й. Четверг, 16 апреля
За один час благополучно минуем Варшаву (на часах 4.30, днем это было бы не так просто). В 11.00 прибываем в первый пункт остановки — Лихень. Красивейшее святое место, с Крестным путем — гора, сад, Большая базилика с маленькой иконой Лихеньской Богородицы. Ей поклоняются в горе, в случае войны, она помогает при семейных не- счастьях, зависимости, в непонятных случаях. Здесь же большой монастырь моей конгрегации — Марианов.
Договариваемся о св. Мессе в костеле св. Доротеи, откуда, собственно, и начиналось святилище в Лихене. Это “старый” костел, из которого проросла и развилась новая прекрасная базилика. Она действительно огромна, со спокойно-величественным интерьером. Величина купола — 80 м, соседней башни — 150 м. Это восьмой по счету крупнейший храм в Европе и одиннадцатый в мире. Впрочем, она неописуема, ее надо видеть. Лихень не так уж далеко, и многие жители Латвии вполне могли бы там побывать. Кстати, я тоже еще не был в Ченстохове, Непокалянове, и намерен когда-нибудь туда обязательно съездить.
Пообедав в лихеньской гостинице “Тусиста”, отправляемся в Большую базилику, гуляем по живописному парку с множеством памятников — свидетелей тревожной польской истории. Желающие отправляются по Крестному пути в форме горы. Сюда привезены камешки из Иерусалима и других мест, где ступала нога Иисуса Христа. В восемь часов вечера ужин, “выменянный” на отказ от ночлега в гостевом доме: эта ночь снова в пути. Впереди дальняя дорога — 1600 километров через Польшу, Германию, Бельгию во Францию. Иначе не успеем.
День 3-й. Пятница, 17 апреля
Дороги отличные, но ехать надо долго. Около 15 часов прибываем в следующую святыню — французский Амьен (в 130 километрах к северу от Парижа). Будем жить у границы города, сможем как следует умыться, лечь в кровать. До собора, носящего имя Иоанна Крестителя, далековато. На полпути садимся в маршрутный автобус, идущий в сторону центра. Главная реликвия собора — голова Иоанна Крестителя, хранящаяся здесь с 17 декабря 1206 года.
Череп настоящий, и люди ему поклоняются. Сам собор большой, мрачноватый. На обратном пути сели в автобус, шедший в обратном направлении и за полтора евро посмотрели весь город. Не такой уж он маленький. Более часа заняла экскурсия по бывшему африканскому и арабскому району. А вот отслужить Мессу в гостинице нам не разрешают: мол, слишком поздно, рабочее время закончилось, поэтому делаем это в девять вечера, уже в автобусе. В соборе тоже не нашли никого, к кому обратиться бы с такой просьбой, здесь скорее музей, чем приходской храм. Так же, как Нотр-Дам де Пари.
День 4-й. Суббота, 18 апреля
Сегодня у нас парижский день. Пробудем здесь до следующего утра, значит, долго. Выехали из Амьена в 6 утра, и поскольку был выходной, в 9 уже находились в соборе-музее Нотр-Дам де Пари. Весьма внушительно смотрится черное распятие у входа, здесь всегда горят свечи. Не менее впечатляет и могила Жанны Д'Арк с памятником внутри собора. Договориться о св. Мессе не смогли и здесь, в соборе молятся один раз, по воскресеньям. Что ж, примем участие в Мессе вечером, в базилике Сердца Иисуса на Монмартре.
В Париже посетили еще три святых места. Первое — могила и памятник св. Женевьевы (известной нам под именем Геновефы) — покровительницы Парижа — в костеле Сент-Этьен ин Монте. Повсюду ездим в метро, что весьма выгодно. Суточный билет стоит всего 3,5 евро. В этом храме нам посчастливилось увидеть брачную церемонию продолжительностью в полтора часа (вместе со св. Мессой).
Примерно 250 гостей, многие мужчины в униформе, женщины — в шикарных ве- черних платьях и больших модных шляпах. Нарядные дети с фонариками в руках. Мощный орган. Одну барышню в светлом платье и красивой шляпке вначале принял за невесту, но она оказалась дирижером хора, стоявшего неподалеку от алтаря. Под ее же руководством по специальному буклету слаженно пели свадебные гости.
Большая, богатая свадьба… Дай Бог счастья молодым! Мы убедились, что и французы умеют молиться Господу. Раздал желающим аглонский буклет и иконки. В метро много народу. Не дремлет полиция: на наших глазах был задержан воришка (похоже, карманник).
Следующее святое место — неприметный с улицы монастырь Ду-Бак, где 27 ноября 1830 года Катрине Лаборе явилась Дева Мария и велела распространять чудесный медальон, на котором руки Девы Марии как бы источают свет, льющийся на землю. Здесь молятся за возвращение к вере, за исцеление. Тихая, небольшая, но очень лучистая капелла на узких парижских улочках. Полно народу. Именно в ней родилась молитва “Непорочная Дева Мария, молись за нас, спешащих к Тебе”. Следовательно, спешить надо ради веры, и тебя услышат. На другой стороне медальона буква М, поверх нее крест, а снизу два сердца — Иисуса и Марии. Этот медальон пользуется большой популярностью среди католиков.
Третья и самая главная святыня — базилика Сердца Иисуса на Монмартре. В течение более чем 130 лет, днем и ночью там поклоняются Святым Дарам. Мы могли делать это всю ночь, в то время как для других храм закрыт (беспрепятственно войти в него можно с 6 до 23 часов). Ночную адорацию обычно со- вершают группы каждую ночь. Наш “приход” находился здесь все время, правда, сменяя друг друга. Лично я был на св. Мессе в 22 часа вместе с другим священником, который молился на французском языке. В полночь пошел отдохнуть в монастырь, вернулся в пять утра и снова молился до семи. Несколько человек не спали всю ночь.
День 5-й. Воскресенье, 19 апреля
Монастырский завтрак (во Франции и Испании он всюду одинаковый — чай, кофе, молоко, хлеб из хлопьев, масло, джем, если есть желание, горячий шоколад), и в 8.45 мы выезжаем из центра Парижа в Монлижон (в 180 км от столицы), где находится базилика Богоматери постройки 1896-1911 года. Красивый храм, отлично вписывается в окрестности. Едем по проселочным дорогам. Здесь принято молиться за своих усопших близких, за прощение родовых грехов. Примерно в 13 часов служим св. Мессу. Местный пастырь знает о Латвии, когда-то пешком совершал паломничество из Риги в Аглону. Буклеты и открытки из Монлижона пришли по почте в Извалту через шесть дней, и уже ждали меня дома, а письмо — за три дня!
И вот отправляемся в главную французскую святыню — Лурд, расположенную неподалеку от границы с Испанией, в Пиренеях. Путь длиной в 805 км, в том числе по гористой местности. Похоже, нам предстоит еще одна ночь в автобусе. Но, как оказалось, лишь полночи.
День 6-й. Понедельник, 20 апреля
В 2 часа 15 минут прибываем в Лурд и остаток ночи все же проводим в гостинице. Направляемся в грот, где Бернадетте явилась Богородица. Возле грота шла святая Месса для испанских паломников. Здесь принято, что каждая группа паломников имеет какой-либо отличительный признак: скажем, шейные платки, шапки и т. д. Много добровольных помощников, катящих в колясках больных, увечных. Видели группы душевнобольных. Им тоже я раздал аглонские иконки. Мы отличались от других, так как не имели “формы”, и св. Месса для нас проходила в верхней базилике (с башенками) слева от входа — в капелле св. Жанны Д'Арк, героической сельской девушки.
Хорошая Месса, готовит и к другим трудностям. На латышском языке исполняем “Ave, zvaniтр” — гимн Лурда. В капелле Жанны Д'Арк размышляем над тем, что и эта наша поездка, и вся жизнь — сплошная борьба со злом, греховностью, прежде всего собственными, а заодно жертва и преодоление кризиса. Запасся лурдской водой, обещанной и рижским пастырям, и своему приходу. Осматриваем Лурд индивидуально, и в 15 часов не без сожаления покидаем его, чтобы отправиться дальше, в Испанию.
В этот раз не удалось побывать на вечернем Розарии со свечами, умыться лурдской водой: слишком длинные к ней очереди, особенно дамская. Окунают в воду Лурда и больных. Увы, не суждено, и многие остались недовольны. Вот к чему мои размышления о св. Жанне Д'Арк.
Едем по маршруту По-Байонна-Сан-Себастьян (Испания)-Бургос. В десять вечера прибываем в Бургос (столицу испанских басков). Ночуем в гостевых домиках. Прохладно. На протяжении двух дней во Франции шел дождь, в Париже было пасмурно. Теперь вот и юг встретил нас прохладой.
День 7-й . Вторник, 21 апреля
Утром, в 9.20 в Бургосском соборе — св. Месса для нашей группы. В ней участвует 45 человек (несколько местных). Раздаю 30 причастий. Живописная природа, горы, все зеленеет. Правда, есть во Франции и Испании деревья — платаны, которые долго стоят голыми, и не исключено, что ветви одного переплелись с другим.
В полупустынных испанских горах виден и “искусственный” лес — насаждения тополей, хвойных деревьев. Уж очень ровными шеренгами они стоят! И в одной стране, и в другой очень много ветряных генераторов, что и понятно: ветра в горах сильные.
В 10.20 из Бургоса отбываем в Сан-Себастьян де Гарабанбала, небольшое горное селение в 185 км, где с 1961 по 1965 год четырем девочкам являлась Дева Мария. Предупреждала об угрозе миру. Хвала Господу, что “карибский кризис” тогда не превратился в ядерную войну.
Явление в Гарабанбале, так же, как в Меджугорье и других местах, официально церковью не признано. Однако это не означает, что здесь нельзя молиться, или Богоматерь не может посетить нас, когда Ей того захочется… Петляем по узким горным дорогам, и, наконец, в 14.20 прибываем в поселок. Здесь около 300 жителей, есть капелла св. Себастьяна с изваянием Богородицы.
Как раз в ночь на 21 апреля в Америке скончалась одна из свидетельниц явления — Мария, родившаяся в 1949 году. Здесь у нас стоянка до полуночи, поэтому есть время тщательно осмотреться. В 16.45 я провел св. Мессу в местной капелле. Испанские священники приезжают сюда преимущественно по воскресеньям и праздникам. Из журнала записей о св. Мессах видно, что их вели американские, мексиканские, итальянские и другие пастыри. И лишь изредка — испанские. Похоже, эта святыня — тихая. На горе три сосны, возле одной из которых якобы и явилась Богоматерь. На подъеме — 14 станций Крестного пути. Отужинав, пошли в поселок. Есть там церковная лавка, которая работала вплоть до нашего ухода, 23 часов. В половине двенадцатого ночи едем дальше.
Кстати, на окраине поселка стоит памятник “Мать эмигранта”: простая деревенская женщина с тоской смотрит на запад (в сторону Америки) и ждет возвращения своего ребенка. Символически и для нас, не правда ли?..
Коротаем ночь на колесах.
(Окончание — в следующем номере газеты).