За время, прошедшее после восстановления государственной независимости, в Скайстской волости немало сделано именно для сферы образования: из прежних помещений местная основная школа переехала в бывший детсад, где за деньги Всемирного Банка и самоуправления надстроен третий этаж, проведен косметический ремонт столовой и кабинетов, чуть позже обновлен актовый зал, утеплено само строение, благоустроена территория и т. д.
В тот момент ни у кого из должностных лиц не возникло даже тени сомнения в целесообразности вложения весьма серьезных средств, так как еще в начале этого тысячелетия учебное заведение посещало более сотни воспи- танников, да и в подготовительной группе пяти- и шестилетних детей было достаточно, чтобы каждую осень открывался полнокомплектный первый класс.
Большинство выпускников успешно продолжали учебу в избранных самими же заведениях, и это служило еще одним аргументом в пользу того, чтобы родители отправляли своих детей именно в Скайсту. Однако в нашем глобальном мире ничто не стоит на месте и перемены зачастую застают людей врасплох, особенно в стремительном круговороте наших дней. Казалось бы, только вчера экономика страны процветала, сегодня же она в глубоком кризисе. Всего лишь пару десятилетий назад в волостях строили детсады, теперь — пансионаты престарелых.
В правительстве заговорили о закрытии малых сельских школ, а значит впереди — пополнение армии безработных высококвалифицированными кадрами. Словом, ситуация со школами отнюдь не блестящая, как было еще лет 15-20 назад, и жители самоуправления все чаще задают вопрос: а будет ли вообще в Скайсте школа?
Директор учебного заведения Эдвин Вецелис ответил так: “По сути, мне известно столько же, сколько и родителям. В мае состоится заседание волостного совета, где обсудят вопрос о нашей школе — о возможностях ее дальнейшего существования и всего, что этому сопутствует. После заседания и расскажем учащимся, родителям о том, что будет со школой.
В настоящее время школьная администрация делает необходимые расчеты, строит прогнозы касательно численности детей, учительских ставок, затрат на обеспечение жизнедеятельности учреждения (дрова, коммунальные услуги, хозяйственные расходы, содержание технического персонала и прочие) — чтобы учебное заведение могло существовать в составе будущего края. Когда волостной совет примет решение “быть или не быть?”, тогда и будем говорить с родителями, педагогами. Второй вопрос, требующий ясности, связан с окончанием в июне учебного года, так как педагогам и техническим работникам надо предоставлять отпуска.
На последнем совещании краеобразующих волостей и руководителей школ было достигнуто соглашение о том, что советы волостных самоуправлений не должны сваливать на край решение этих вопросов буквально за месяц до начала нового учебного года. Во-первых, это пора отпусков, во-вторых, родители и дети желают знать (и имеют на это полное право) о том, что будет с их школой, в-третьих, надо разобраться с учебными пособиями на очередной год.
Как бы нам ни хотелось того, чтобы во всех школах они были одинаковые, на самом деле, увы, это не так. На совещании было высказано также пожелание, что новый край должен уважать решения волостных самоуправлений. Мы очень рассчитываем на то, что если волостной совет, проанализировав все наши расчеты, вынесет решение сохранить школу еще год (исходя из наличия средств, можно говорить только о таком сроке), то край отнесется к нему с пониманием и не предпримет попыток пересмотреть постановление. Ну, а о том, что нас ждет через год — решать уже депутатам края”.
В настоящее время число учащихся 1-9-х классов Скайстской основной школы — 44, плюс дюжина пяти- и шестилетних детей, которые ходят в подготовительную группу. В учебном заведении 16 педагогов. Один учитель начальной школы параллельно с учебой освоил дополнительную специальность с правом преподавания математики до 6-го класса, второй таким же путем обрел сертификат, разрешающий вести латышский язык в этих же классах. Обслуживанием учебного заведения занимаются семь постоянных работников, на зиму принимают истопника. Ясно, что затраты на одного учащегося здесь значительно выше, чем в крупной школе.
Что станет с учебным заведением через год-два? На данный момент любой прогноз напоминает гадание на кофейной гуще, тем не менее, некоторые нюансы могут оказаться немаловажными. Э. Вецелис указывает на то, что Министерство образования и науки склоняется к необходимости обеспечить учебу детей 1-6-х классов как можно ближе к дому. В настоящее время воспитанников такого возраста в Скайсте двадцать — не сказать, что много. Если сохранятся нынешние тенденции, ясно, что многие учителя останутся без работы. Только один из скайстских педагогов собирается на пенсию, остальным еще работать и работать. Не начнется ли летом большая миграция, ведь не исключено, что часть педагогов пожелает своевременно подстраховаться, и попытается найти более стабильное место работы?
Такого поворота событий директор не исключает: “Мы хотим знать, что будет хотя бы через день, неделю, месяц. Царящая в стране неопределенность приводит людей в бешенство, начисто лишает их уверенности в завтрашнем дне. Поэтому Скайстская основная школа вместе с другими учебными заведениями края работает над тем, чтоб хотя бы в этом году, пока край еще не сформировался и не начал в полном объеме выполнять свои функции, не разрушить то, что создано — если, конечно, будет возможность все профинансировать. Когда в крае наступит полная ясность с размещением школ, транспортом для перевозки детей, интернатами и прочими вопросами, тогда и можно будет проводить реорганизацию, создавать филиалы или предпринимать иные действия”.
Счастье и одновременно беда Скайстской волости — относительно хорошие дороги, в первую очередь, асфальтированное шоссе, пересекающее всю ее территорию. Этим и пользуются родители, желая учить своих детей в городе. В Краславскую гимназию скайстских школьников возит волостной автобус. Если позиция министерства в отношении школ не изменится и самоуправление будет обязано доставлять детей в ближайшее учебное заведение, то встает резонный вопрос: а что же будет с тем одним ребенком, который в будущем году пойдет в 1-й класс Скайстской школы и который живет в семи километрах от нее? Уже теперь дорога в школу занимает полчаса, асфальта там нет.
Допустим, учиться он начнет в Скайсте. Но что дальше? Почему, когда речь заходит о деньгах, один ребенок в нашей стране — вовсе не ребенок? Восемь, десять, двадцать — пожалуйста, для них еще найдутся средства. Может, стоило бы идти другим путем — сократить число комплектов в городских школах, увеличив классы, и таким образом высвободить средства для сельчан, чтобы малышу из глубинки не нужно было каждый день кататься за 20-30 километров в город? Правовое государство обязано в равной степени проявлять заботу о каждом.
Юрис РОГА.