Вызов депрессии В начале года село испытало шок: Государственному агентству технического надзора грозило реформирование, а точнее — ликвидация. Четко отлаженная система прошла испытание временем и, в первую очередь, полностью устраивала крестьян.
Вот почему подписи протеста владельцы тракторной техники ставят до сих пор, а тревога не улеглась.
По давней традиции в ежегодных весенних технических осмотрах принимает участие и “Эзерземе”. В этот раз мы выбрали самый дальний маршрут — Шкяуне: в приграничной зоне стражи латвийских рубежей строго контролируют передвижение транспорта, в том числе и сельскохозяйственной техники. Любое нарушение, как и не пройденный техосмотр, может обернуться неприятностями не только предупредительного характера. Как известно, кризис больнее всего ударил по производителям сельскохозяйственной продукции, а тут еще и страшнейшая весенняя засуха.
Забегая вперед, скажу: настроение людей — не лучшее, но от разговора с корреспондентом никто не уклонялся. Пресса остается последней инстанцией, куда читатели еще обращаются в критической ситуации. И мы стараемся реагировать на каждый зов о помощи.
Нужна или нет техническая надзорная служба — вопрос спорный, и, думаю, данный репортаж своего рода ответ на него. Во-первых, сельские механизаторы в большинстве своем народ ответственный и законопослушный. Одно дело иметь свой трактор где-то в глухомани, другое — пахать и сеять у большой дороги, когда встречи с проверяющими более чем вероятны. Особенно если при смене полей приходится выезжать на большак. Во-вторых, плановые проверки гостехнадзора — это гарантированная безопасность. Известны случаи, когда пренебрежение правилами дорожного движения и эксплуатации тракторной техники оборачивалось крупными неприятностями. Ведь аварию легче предупредить.
... Едва спецмашина пересекла границу Шкяунской волости, как последовала первая остановка, а точнее мини-линейка готовности. На обочине шоссе выстроились в ряд три колесных трактора. Руководитель службы Зигмунд Блажевич и старший инспектор Евгений Вайвод сразу подошли к старому знакомому Аркадию Луриню. Пожал руку старейшине местных механизаторов и я — тоже давно знакомы. В июле потомственному землепашцу стукнет 85, но он бодр и лихо крутит баранку своего Т-40, который втрое моложе своего хозяина. При этом работает как часы.
Гости из города вначале интересуются здоровьем ветерана, а тот только отшучивается: “Разве это возраст, моя мать прожила ровно 107, а чем я хуже... Сколько себя помню, работал на тракторах, да и сейчас на хуторе без техники туго. Соседи далековато, с лошадкой мне не управиться, а с колесником — запросто. Спасибо, что избавили от необходимости гнать трактор в поселок — расстояние порядочное — солярка стоит недешево.
Секреты долголетия и бодрости? Целых два. Дочь Леонтина, врач, частенько ро- дителей проведывает. И подлечит, и лекарствами снабжает. Второе — свой мед, я еще и пчеловод по совместительству. Так уж сложилось, что две дочки с семьями стали рижанами, а сын, Янис, прописался в Вентспилсе. Все навещают нас с Валентиной. И внуки, и правнуки тоже. Не чувствуем себя одинокими. Правда, возраст, но коровку еще держим. Жизнь в городе — это не про нас”.
Не прошло и получаса, как техосмотр в походных условиях с оформлением необходимой документации завершился . Следующая короткая остановка — в Муйжниеках, а поселок Шкяуне встретил длинной вереницей тракторов. Быстро разбит импровизированный полигон, и пошла тех- ника по кругу. Механизаторы волнуются — на то он и экзамен. Анатолий Харченко переживал за сына: МТЗ-1025, как говорится, с иголочки, а вот хозяин-то молодой. Все обошлось.
Зато Павел Вишневский прошел техосмотр без волнений. Его “Беларусу” пятый год, и в целом хозяин доволен приобретением, хотя и была одна техническая проблема. Да и цена за трактор, соответствующий евростандартам, в 15 тысяч — вполне нормальная. В приграничной волости уже пять новых “железных коней” из соседней Беларуси, что свидетельствует о доступности техники от Лукашенко.
Вместе с владельцами крестьянского хозяйства “Бебри” мы побранили засушливый апрель. Весь зерновой клин Павла Вишневского — полсотни гектаров, сев яровых он завершил еще 23 апреля, теперь вот поглядывает в небо — в надежде на дожди. В прошлом году удалось сдать по договору 50 тонн зерна, нынче бы так... Как бы кризис цены не подрезал, самое обидное — нет уверенности в завтрашнем дне.
Большое крестьянское хозяйство “Яунозоли” предлагает местным людям 17 ра- бочих мест. На весенний экзамен технику пригнали все представители семейной фирмы — глава волости Константин Анджан и его сыновья — Илмар и Роланд. Всеобщее внимание привлек “ХТЗ”, тридцатка, возможно первый в районе. И Украина сумела сохранить тракторное производство, перейдя на евростандарт. Общественный совет решил дружно: харьковская новинка вполне удачная. Двигатель — западный, ходовая — надежная, дизайн — современный, цена доступная даже кошельку латгальского крестьянина.
С одной стороны, Шкяуне — самый отдаленный уголок Латвии. С другой — поселку в некоторой степени повезло с занятостью: пока сохранена основная школа, работает свинокомплекс, да и служба в погранохране серьезно удерживает многие молодые семьи от бегства из Латгалии. Что будет после территориально-административной реформы, да еще в условиях прогрессирующего финансово-экономического кризиса — полная неизвестность.
В общении со шкяунскими крестьянами мне показалось, что они все же не лишены оптимизма. Местные люди отчетливо осознают: свобода бездействия столичных управленцев может обернуться крахом государства, ведь вторая независимость Латвии далась так нелегко. Упущено драгоценное время... Сколько можно ошибаться и не уважать человека труда?
После прохождения процедуры технического осмотра многие искренне благодарили инспекторов за внимание к сельским людям. Сорок единиц техники на линейке готовности — количество внушительное. Можно смело выезжать на приграничные дороги, которые строго контролируются. Даже с воздуха.
Алексей ГОНЧАРОВ.