Число претендентов на пособие удвоилось

Несмотря на то, что бюджет Дагдской думы по части пособий остался на уровне прошлого года — 32000 латов, или 8000 латов на квартал, самих пособий стало меньше, причиной чему послужила напряженная экономическая ситуация в стране.

Сохранены практически лишь установленные государством обязательные пособия: гарантированный минимальный доход и ежеквартальное квартирное пособие в размере 20 латов (с перечислением на предприятие) малоимущим и одиноким пенсионерам, проживающим в однокомнатной благоустроенной квартире. Законодательство предусматривает также разовое пособие в чрезвычай-ных ситуациях, но, слава Богу, их выплачивать пока не приходилось.

Деньги на это пособие не резервируются, и если такой случай наступит, то не останется иных вариантов, как оказать человеку помощь в рамках уже составленного бюджета. Согласно закону, на все остальное самоуправление может идти лишь в том случае, если остаются средства после выплаты установленных государством пособий. Трудно сказать, все ли самоуправления стараются обеспечить своим нуждающимся жителям ГМД девять месяцев в году, но в Дагде безоговорочно следуют требованию, и, во всяком случае, до сих пор это получалось.

Самоуправление считает себя не вправе отказать в пособии ГМД в угоду чему-то другому, скажем, выделению денег пенсионерам, запросы которых до кризиса в Дагде неплохо удовлетворялись. Однако и в это непростое время решили сохранить юбилейные пособия дагдским пенсионерам: к 80-летию — 25 латов, 90-летию — 50, 100-летию — 100. Получателей таких пособий немного, примерно два десятка в год, преимущественно восьмидесятилетние. К тому же этот вид поощрения только недавно включен в обязывающие правила и практикуется первый год. Сумма потребовалась небольшая, поэтому выплаты решили сохранить, тем более что отказ от них в плане сокращения расходов принципиально ничего не решает. Дума продолжает также стопроцентно оплачивать детям из малоимущих семей школьные обеды в размере 1,10 лата и 50% платы за детсад (1,70 лата в день, куда входит не только обед, но и содержание ребенка в дошкольном учреждении).

Несмотря на то, что больше не обеспечивается ряд других пособий — например, на ме-дикаменты, похороны, дрова, отопление, а также некоторые разовые, за первый квартал социальная служба израсходовала практически столько же средств, сколько и в прошлом году, когда набор пособий был гораздо шире. По данным о расходовании средств социального бюджета за 1-й квартал текущего года, в об-щей сложности затрачено 7541,08 лата, в том числе: ГМД — 4583,96; бесплатный обед и содержание в детсаду — 1281,35; услуги — 1127,93; квартирное пособие — 380 латов.

Руководитель городской социальной службы Элита Труле пояснила: хотя решением думы выплата ряда необязательных пособий в текущем году приостановлена, число нуждающихся семей фактически удвоилось, заявку на пособие подали люди, ранее никогда за ним не обращавшиеся. Поэтому, несмотря на отмену некоторых выплат, сумма затрат по сравнению с прошлым годом не сократилась. Это означает, что решение о при-остановлении платежей было вполне обоснованным: социальный бюджет не располагает такими возможностями, чтобы платить из него круглый год.

Э. Труле: “Из этого же бюджета оплачиваются социальные услуги людям, проживающим в пансионатах и других такого рода учреждениях — как в Дагде, так и за ее пределами. Не всегда члены семьи могут внести недостающую сумму, кроме того, приходится покупать услугу у других самоуправлений, в зависимости от конкретной ситуации. Иного решения, как снизить эти траты, на сегодняшний день мы не нашли.

Думаю, второй квартал в финансовом плане будет не легче. Судя по опыту прошлых лет, расходы на пособия радикально не сокращаются. Принято считать, что летом прожить легче: теплая погода заставляет что-то делать, появляется хотя бы щавель, потом овощи, дары леса, что тоже не даст умереть с голоду. Впрочем, на сокращение числа наших клиентов уповать не следует, ибо оно зависит не от времени года, а от экономической ситуации. Летом нагрузка несколько снижается за счет того, что отпадает необходимость оплачивать школьные обеды, однако в августе она снова увеличивается: на протяжении многих лет мы помогали малоимущим семьям подготовить детей к школе, выдавая талончики на приобретение учебных принадлежностей.

Нынче в августе у нас уже будет край, и какую позицию займет новая дума по социальным вопросам, судить не берусь. Лично мое мнение такое: это пособие крайне необходимо, чтобы ребенок мог элементарно пойти в школу, поэтому необ- ходимо обеспечивать его выплату и впредь. Старались не упускать из поля зрения ни одного ребенка, чтобы все без исключения 1 сентября сели за школьную парту. Имеется даже штатная единица — организатор социальной помощи семьям с детьми. Социальный бюджет фактически сверстан до конца года, то же сделано и в волостях. Так что вряд ли депутаты краевой думы будут ломать их до тех пор, пока не уладим все вопросы совместной деятельности.

До сих пор мы много помогали пенсионерам — выдавали пособия на дрова, медикаменты, протезирование зубов и другие, причем к доходам особо не придирались. Могли — платили. Теперь же такой возможности нет, с трудом укладываемся в отведенные рамки. Во-первых, как я уже говорила, увеличилось число претендентов на пособия, во-вторых, изменилось законодательство, и нагрузка на социальный бюджет возросла: при оценке доходов семьи больше не берут в расчет государственные детские пособия. Иными словами, детские деньги мы не можем считать доходами, а это автоматически увеличивает сумму пособия ГМД, в отдельных случаях она выше на порядок “.

Руководитель социальной службы особо подчеркивает вклад общественных организаций города в условиях, когда количество пособий сокращается. К хорошему привыкают быстро, и наоборот: каждая перемена к худшему воспринимается очень болезненно, люди не понимают, негодуют. Дума не имеет права отказать в помощи тем, кто остался совершенно без средств к существованию, лишь бы сохранить положительные наработки в отношении других категорий населения. Именно общественные организации стараются взбодрить людей, привлечь к участию в разных мероприятиях — чтобы не запирались в четырех стенах, а забо- тились о себе сами.

“Мы, работники социальной службы, стараемся, чтобы в трудную минуту никто не оказался забытым, чтобы до каждого дошла помощь, — продолжает Э. Труле. — Общую информацию о пособиях доводим до людей с помощью местного телевидения. Следующий этап — тесное сотрудничество с негосударственными организа-циями — инвалидным братством “Nema”, городским обществом пенсионеров, отделением Красного Креста. Я рада, что такие контакты у нас сложились. Поступает информация из школы, где работает социальный педагог, ставящий нас в известность о том, что в той или иной семье складывается непростая финансовая ситуация либо назревают другие проблемы. Тесно сотрудничаем с полицией.

Жители нашего небольшого самоуправления весьма активны. Пусть даже информация соседей, знакомых иногда не имеет под собой почвы, все равно мы должны проверить ее. Так, общими усилиями стараемся добиться, чтобы человек в трудной ситуации не остался без внимания или хотя бы моральной поддержки. В поле зрения — также воспитанники средней ремесленной школы, хотя многие из других самоуправлений. Кстати, директор этого учебного заведения является членом сиротского суда. Финансовую помощь этим детям оказать не можем, а вот дать совет, подсказать педагогам, куда обратиться и как решить проблемную ситуацию — это в наших силах”.

В Дагдской социальной службе работают два специалиста по домашнему уходу. Согласно обязывающим правилам думы, они посещают старых одиноких людей, помогают им. Увы, оказать поддержку всем желающим невозможно, правило распространяется лишь на одиноких — тех, у кого нет семьи либо других кормильцев, оговоренных Гражданским законом. Специалисты по домашнему уходу — постоянные штатные единицы.

Вначале работала одна женщина, затем на субсидированное место приняли вто-рую, которую позже ввели в штат. Число подопечных меняется, на каждую из работниц приходится в среднем по 7-8 человек. С некоторыми горожанами заключается временный договор об уходе, например, после операции. Работы хватает: надо пообщаться с человеком, принести из магазина продукты, а из аптеки — лекарства, убрать в доме, обеспечить дровами, водой, выполнить другую работу. Семь-восемь человек на одного опекуна — нагрузка немалая, каждого клиента можно навестить не чаще трех раз в неделю. Тем более что все они еще способны поухаживать за собой, в частности, сходить в туалет, приготовить еду и т. д.

Труднее с ходьбой на большие расстояния, переноской тяжестей. Если речь идет о лежачем больном, нуждающемся в повседневном уходе, вопрос решается путем по- иска специальной сиделки, с которой заключается отдельный договор, либо предлагая социальное учреждение. Те же, кто способен самостоятельно передвигаться и хотя бы что-то делать, в пансионате не нуждаются. Что может быть лучше родного дома!

Юрис РОГА.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Didzis, Gaidis

Партнеры

  • Latvijas Reitingi