По мере возможности “Эзерземе” старается помогать людям, и иногда это удается. Постоянное публичное напоминание влиятельным персонам об их обещаниях — это серьезный стимул для реализации конкретных проектов.
В данном случае речь идет о новохозяевах, которые обзавелись собственной землей, рискнули развиваться… без электричества. И это в двадцать первом веке, когда мир шагнул в эпоху нано-технологий! По этой причине адреса двух сельских изб в Пиедруйской волости, лишенных элементарных благ цивилизации, прогремели на всю Латвию. Причем речь идет не о доживающих век пенсионерах, а о тружениках в расцвете сил, рискнувших строить жизнь на собственной земле. Как говорится, в чистом поле.
Решение проблемы электрификации хутора Геннадия и Татьяны Величко началось с посещения Пиедруи экс-спикера сейма Ингриды Удре. И пусть на преодоление всяческих преград ушло время, важен результат. Третий год, как хутор Величко электрифицирован, и даже в кризисное время у Геннадия и Татьяны хорошее настроение. В этом мы убедились вместе с депутатом сейма Гунаром Упениеком, который не забыл своих давних подопечных и живо интересовался делами и планами семьи, живущей только доходами с хозяйства. Первая отрадная новость: в семье Величко появилось пополнение. Геннадию Геннадьевичу пошел восьмой месяц от роду.
Глава семейства пребывал в приподнятом духе: завершается сев яровых, зерновой клин на дюжине гектаров — это ставка на собственный фураж. Очень засушливая весна — пора сажать картофель. Медлить нельзя — весенний день год кормит. При собственной технике можно и нужно не упустить лучшие сроки.
Специализация хозяйства — молоко, закупочная цена по 5 сантимов за литр — это ли не издевка над сельскими тружениками. Геннадий собственными силами строит молочную, планирует уже в этом году обзавестись охладителем и доильным оборудованием. Осторожные крестьяне всегда избегают кредитов, что им и удается. Притом лишние латы не залеживаются — у дома появилась пристройка — веранда. Семья по нынешним меркам немалая — пять едоков... Отступать Величко некуда — за ними своя земля и электрифицированный хутор, за что громадное спасибо тем, кто помог осуществить мечту.
Год назад наша газета поведала читателям о последнем хуторе без света в том же приграничном краю, где упрямые хозяева Георгий и Феодосия Маскаленки на берегу Даугавы развернулись так, что и не верится. За это время при случайных встречах я напоминал Гунару Упениеку о дальней деревне Горбачево, а тот всегда говорил: “Знаю, знаю. Обязательно заедем к Маскаленкам”.
На хуторе, где ни разу не бывал волостной глава, появление депутата сейма оказалось полной неожиданностью. А Гунар Упениек начал с главного: он не забыл о последнем в районе хозяйстве без электричества. По договоренности со специалистами “Латвэнерго” уже планируются работы по строительству электролинии от деревни Лупанды до Горбачево. С подстанцией, что позволит и Маскаленкам осуществить свои надежды. Депутат сейма лично интересовался документацией ведения застройки хутора, чтобы впредь бумажное оформление не задержало электрификацию.
Делая ставку на молоко и мясо, Маскаленки завершают возведение хозяйственных построек. Строительство типового коровника не обошлось без кредита, но проблема расчета с банком пока не возникает. Десять дойных коров, еще три вот-вот принесут телят... Цена за литр молока — 9 сантимов, но расчеты задерживаются... еще с ноября. Хозяйство постоянно требует вложений: первый автономный электрогенератор отслужил только два года, пришлось приобрести другой. Одно утешение: агрегат подешевел вдвое, но пятьсот латов для хуторян — сумма серьезная. Производство собственной электроэнергии обходится Маскаленкам ежемесячно в 150 латов — это расходы на приобретение только бензина. Так что подключение к стационарной линии — это верный путь к повышению рентабельности подсобного хозяйства “Астерес”.
Слово за слово, и повеселели лица Георгия и Феодосии. Особенно в тот момент, когда неожиданный гость пообещал привезти на хутор у Даугавы нынешнего спикера сейма Гундарса Даудзе. Такая до- говоренность уже достигнута. За чаем хлебосольные хозяева рассказывали гостю о своих детях. Старший сын Евгений работает на верфи в Голландии, младший, Владимир, — на судоремонтном заводе в Риге. У него возникли кризисные проблемы, так что не исключено возвращение домой. Дочь Светлана — волостной консультант, о ней совсем недавно рассказывала “Эзерземе”.
Прощаясь, Гунар Упениек не без улыбки говорил, что один спикер уже помог Пиедруе с электрификацией. Попробуем повторить эксперимент.
Алексей ГОНЧАРОВ.