Круглый стол реформы
Больная тема
Вспоминаю осеннее знакомство на берегу Сиверса с толковым крестьянином Арнольдом Дзалбом. Потомственный рыбак вырос у воды, сам занимается лицензионным ловом, что дает ему полное право утверждать: рыбные ресурсы крупнейшего озера района заметно сокращаются. Особенно в последние годы. “Надо срочно что-то предпринимать”, — считает неравнодушный хозяин.
Второе подтверждение назревшей проблемы. Перед началом дискуссии к редакции случайно подъехала спецмашина с рекламой лосося на борту, и словоохотливый экспедитор рассказал нам, что в Даугавпилсе постоянно продается озерная рыба, выловленная в Эстонии. Да и краславчанам зимой тоже удавалось по случаю приобретать окуней, лещей и плотву, выуженных в водах далекого Чудского озера. Это ли не полный позор, когда в стране Балтии рыба по своей цене превратилась в дорогостоящий продукт, а норвежский лосось вытесняет с прилавков местные дары моря. Из пресноводных видов только прудовый карп получил постоянную прописку на прилавках магазинов, да и то по цене два лата за кило.
Было время, когда лет двадцать — сорок назад в районе действовала бригада промысловиков, и свежая озерная рыба прямо из неводов поступала в торговую сеть — по очень доступной цене.
Разве не парадокс: в районе, насчитывающем 267 озер, настоящим дефицитом на базарных и магазинных прилавках стали щуки, лещи, караси, лини и даже окуни, плотва. Дохозяйничались... Делая ставку на развитие туризма, местные организаторы упустили самое главное — начинать следовало с рыболовного туризма, что в дальнейшем и послужило бы стимулом для строительства сети гостевых домов. Факт очевидный: популярность отдыха у воды стремительно растет, а наши удильщики и спиннингисты в поисках результативной рыбалки давно проложили маршруты в Эстонию и на озера соседних районов, где с удовольствием отдают деньги за лицензии. Если необходимо, пользуются и платным ночлегом.
Как вернуть продуктивность озер
Идея данной дискуссии вызревала давно, да и заинтересованный руководитель Аулейского волостного совета Айвар Умбрашко торопил меня. Фактически обсуждение злободневной проблемы началось на мартовском льду — в день проведения соревнований аулейских рыболовов. И сам староста, и мои соседи по лункам взволнованно говорили об одном: “Дальше так жить нельзя, природу надо спасать”.
Участник круглого стола Айвар Умбрашко привел убедительный факт: “Даже зимние соревнования свидетельствуют о вырождении латгальских озер — всюду засилье сорной рыбешки. Выход один — интенсивное зарыбление щукой. Рыбоводческие меры, применяемые ранее, оказались недостаточно эффективными, поэтому начинать следует с организации собственных питомников, пусть и простейшего типа”.
Здесь позволю отступление. В недалекие советские годы в Краславе успешно действовал так называемый рыбзавод. Инкубация щучьей икры — процесс примитивный и доступный, оборудование тоже не отличалось сложностью. Стеклянные банки Вейса, проточная вода, контроль температуры. Беда в другом: в азарте вселатвийской разрухи рыбоводческий цех прекратил свою многолетнюю работу. Восстановить его — приоритет той власти, которая возьмет бразды правления в новых территориальных границах. Фактически нынешний район режется на две с половиной части, и участники дискуссии советуют новой думе Краславского края сразу и начинать с восстановления рыбоводческой базы.
Старший инспектор Даугавпилсского контрольного сектора Управления морскими и внутренними водами Арвид Вигулс предупредил, что самодеятельность в рыбохозяйственной деятельности недопустима. Рыбные ресурсы конкретного озера обуславливаются наличием естественной кормовой базы. Вот почему желательно предварительное обследование естественных и искусственных водоемов. Природа живет по своим ве-ковым законам, и долг человека — содействовать естественному воспроизводству рыб. В то же время наметилась глобальная тенденция ухудшения климата. Нынешняя весна с низким уровнем паводковых вод и при минусовых ночных температурах в апреле — крайне неблагоприятные условия для размножения щуки.
Инспектор с солидным стажем и опытом полностью поддерживает идею создания рыбопитомников местного значения. Тем более, что природа уже не в состоянии противостоять нарастающему любительскому и промысловому прессу. Но главная угроза обитателей озер и рек — браконьеры, особенно в запретный нерестовый период.
Невод: за и против
Превращение наших озер в обиталища сорной рыбы — факт очевидный. В этой связи постоянно возникают дискуссии на тему целесообразности неводного лова. Традиционный вид промысла на латгальских озерах широко применялся в советское время, но, как уточнил Арвид Вигулс, интенсивный лов компенсировался продуманными и эффективными рыбоводческими мероприятиями. Ему оппонировал Петерис Раткевич, дипломированный рыбовод и председатель правления клуба рыболовов “Dridюi” — неводный лов необходим и в наши дни. Кстати, в ледовой дискуссии аулейские рыболовы однозначно высказывались в пользу использования невода. Доводы следующие: противодействие зарастанию озер, спо-собствование более активному образу жизни рыбы, особенно в период ледостава.
Андрей Абросимов, представляющий растущую армию рыболовов-любителей, тоже выступил в поддержку рационального неводного лова. С того времени, как этот вид промысла не применяется, на озерах Сиверс и Дридзис любительское рыболовство не становится привлекательнее. Об этом свидетельствуют высказывания многих рыболовов, которые Андрей выслушивает у прилавка магазина снастей.
Тут же все дружно заговорили о колоссальном вреде браконьерских китайских сетей. И если в последнее время штрафы от двухсот латов в какой-то степени сбили азарт хапуг, то теперь есть опасения, что кризисная ситуация, как и в девяностые годы, подтолкнет безработных к незаконной добыче рыбы. Участники дискуссии были единодушны в одном: продажу промысловых снастей следует взять под контроль и разрешить реализацию сетей только в специализированных магазинах — при предъявлении лицензий на промысловый лов.
Пока же бросовые цены на китайские сети провоцируют даже туристов, которые зачастую оставляют губительные снасти в воде, нанося непоправимый вред природе. Браконьер окупает пятилатовую промысловую снасть даже за одну вылазку на природу. Во время рейдов его участники обезвреживают запрещенные лесковые сети в громадных количествах. Даже в период нереста...
Озерному эксперименту — продолжение
Конечно же, в ходе дискуссии ее участники обсудили значение деятельности содружества волостей “Augрdubna”. У истоков эксперимента на голубой ниве стоял Петерис Раткевич, но, к сожалению, за десять лет деятельности объединения продуктивность самых популярных у рыболовов публичных озер заметно не повысилась. Хотя и проводились плановые рыбоводческие мероприятия на таких озерах, как Сиверс, Дридзис, Ардавс, Эжу, Индрас и Аулеяс.
За последние пару лет возросла дисциплина рыболовов-любителей, количество которых в республике достигло ста тысяч. Умножим это число на стоимость рыболовной карточки в десять латов и получим колоссальную сумму, часть которой должна идти на восстановление продуктивности естественных водоемов из “Рыбного фонда”. Сюда же следует приплюсовать и средства, получаемые от реализации различных лицензий. Планомерные рыбоводческие мероприятия в нашем районе проводились с 2000 по 2006 год.
С начала деятельности содружества волостей количество рыбопосадочного материала исчислялось в сотнях тысяч и даже миллионах личинок щуки и годовичков серебристого карася. В частном порядке велось зарыбление карпом и даже судаком. По непонятным причинам рыбохозяйственная деятельность озерных кооператоров в последние два года почти прекратилась.
Управляющий озерами Леопольд Дельвер уклонялся от вопросов участников дискуссии по поводу финансовой деятельности объединения волостей. Хотя, на наш взгляд, тем, кто приобретает лицензии и рыболовные карточки, важно знать, какая часть средств адресуется на рыбоводческие цели в нашем районе. Тем более, что проблема повышения продуктивности озер, входящих в объединение “Augрdubna”, не теряет своей актуальности.
За несколько дней до проведения круглого стола автору этой публикации пришлось выслушать, причем в резком тоне, упрек представителя Скайстского волостного совета Гундеги Гришане по поводу того, что я не посвятил ее в планы дискуссии. Тесный кабинет редактора “Эзерземе” способен вместить лишь определенное число гостей, поэтому мы ограничились приглашением одного представителя руководителей волостей от Аулеи, и участие в дискуссии Айвара Умбрашко было очень продуктивным.
Конечно же, выслушав необоснованные обвинения в посягательстве на информацию о коммерческой деятельности озер-ного объединения, я пригласил госпожу Гришане за круглый стол, но... Какие могут быть коммерческие тайны в столь важном деле?
Неплановый вопрос
Все участники редакционной дискуссии пришли к такому выводу: рыболовный туризм — это перспектива Латгалии, однако на голубой ниве следует хозяйничать не стихийно, а на основе научных рекомендаций. Начатый эксперимент по объединению волостей на базе рыбохозяйственной деятельности следует продолжать.
Как положительный пример отмечалась инициатива руководителей Андрупенской и Робежниекской волостей в рыбоводстве и разведении раков. Совет новым краевым думам — свою деятельность сразу начинать с создания собственной рыбоводческой базы, для чего можно и нужно привлекать европейские и частные инвестиции. Без промедления, упущены многие годы. Отсутствие экономической стратегии — хроническая болезнь латвийских управленцев. Незачем изобретать велосипед — есть убедительный опыт лудзенского рыбовода Анд-рея Ошеверова.
Неплановый вопрос дискуссии — неожиданное разрешение открыть нынешний лодочный сезон на месяц раньше — с 1 апреля. Хорошо это или плохо для природы?
Арвид Вигулс: “Скороспелое решение законодателей, но если так произошло, то будем считать экспериментом. Время покажет”.
Петерис Раткевич: “Хорошо. Лодки рыболовов-любителей на воде — преграда для браконьеров”.
Леопольд Дельвер: “В смысле борьбы с браконьерством — плохо”.
Айвар Умбрашко: “Плохо, продолжается нерест. Хватит ли у рыболовов сознания не тревожить нерестилища леща... ”
Андрей Абросимов: “Ошибочная мера. В пик жора щуки она станет легкой добычей спиннингистов. Мы сегодня не раз говорили, что резкое сокращение поголовья щуки ведет к вырождению озер”.
Алексей Гончаров: “Очередная ошибка законодателей, лоббирование интересов тех, кого не заботит перспектива. Вновь чей-то азарт взял верх над здравым смыслом”.
Алексей ГОНЧАРОВ.