Какой кризис?

Вызов депрессии Краслава — не только огуречное царство, но и город швей. Даже не верится, что в декабре будущего года промышленный гигант по провинциальным меркам будет отмечать свое сорокалетие. Это было недавно, это было давно...

В начале семидесятых фабрика над озером называлась филиалом № 5 Рижского производственного швейного объединения “Латвия”, а продукция детского ассортимента с краславской маркой отправлялась вагонами в самые отдаленные уголки той страны, которой уж нет.

Когда грянули ветры перемен с убийственными ураганами вселатвийской разрухи, сплоченная команда фабричных управленцев, понимая степень ответственности перед коллективом и городом, мужественно вела борьбу за выживание крупнейшего предприятия района. И пусть весь полутысячный штат сохранить не удалось, но со временем и практически без остановок производства фабрика сумела интегрироваться в европейскую рыночную систему.

Как говорится, нет худа без добра, и мировой кризис вдруг обнажил полную беспомощность латвийских властей, которые выжимали из бюджета все возможное — во благо бюрократии. В итоге лучшие умы и золотые руки превратились в главный экспортный товар, а оставшееся население — в дойную корову для ненасытных управленцев. Наблюдая агонию власть имущих и растущую безработицу, нам, простым смертным, понятно: спасение от кризиса и путь к возврату многомиллиардных долгов — только в развитии экономики. Страшно представить, что произошло бы с Краславой, остановись швейная фабрика.

Нынче местные менеджеры избегают общения с журналистами, но член правления ООО “Nemo” согласился на беседу без долгих уговоров. Дипломированный экономист с высшим образованием Виктор Моисей за двадцать лет стажа на нашем швейном производстве прошел путь от начальника участка до коммерческого директора. Кстати, в январе исполнилось пятнадцать лет со дня регистрации фирмы “Nemo”, и все эти годы Виктор Моисей находится у руля власти. Мало того, авторитетный управленец нового типа избран депутатом Краславской уездной думы.

Разговор начался непринужденно, и, вопреки моим опасениям, без кризисной преамбулы. Наоборот, Виктор Моисей спокойно и уверенно говорил о том, что за прошедший год фирме, предоставляющей Краславе более трех сотен рабочих мест, удалось даже увеличить оборот, и он достиг 1400000 латов, а сумма перечисленных налогов государству — полмиллиона! Одним словом, комментарии излишни. В то время, когда вся республика мечтает о политической, экономической и социальной стабильности, Краславская швейная фабрика сохраняет привычный производственный ритм. Здесь не знают расчетов в конвертах, не задерживается зарплата, желающие получают даже авансы и все пользуются выходными днями и календарными отпусками. В конечном результате — отсутствие текучести кадров, что и является главным подтверждением стабильности.

Рамки жесткой конкуренции, как и строжайшие требования партнеров — оптовиков из Дании и Финляндии — сложный ассортимент стильной женской одежды преимущественно малых партий требуют от работающих на потоках высшего мастерства. Предприятие, не рискующее пользоваться банковскими кредитами, умудряется вести последовательную модернизацию производства. Фактически заказчики присылают рисунок моделей, а их разработку ведут краславские конструкторы с использованием современных компьютерных технологий.

В последнее время поджали конкуренты из Польши, где злот девальвировал и стал стимулом экспорта. Краславскому швейному предприятию пришлось ответить предельной оптимизацией производственных процессов, что и удалось сделать. Следуя неизменным курсом повышения рентабельности и увеличения финансового оборота, фирма “Nemo” использовала еще один коммерческо-производственный ресурс — сама стала закупать комплектующие материалы. При этом краславские швейники не отказываются и от простейших заказов, дополняющих мебельные комплекты.

Во время встреч с зарубежными партнерами те отмечают высокое профессиональное мастерство работающих на поточном производстве, но не спешат инвестировать средства в страну с нестабильной экономикой. В свою очередь, управление фабрики дорожит сохраненными кадрами старой школы. Здесь, как и ранее, в особой цене — трудолюбие, мастерство и ответственность. Есть швеи со стажем, равным фабричному. Достигнув пенсионного возраста, некоторые мастера своего дела не желают уходить из коллектива, ставшего родным. В поздравлениях юбиляров непременно участвуют представители администрации и только на этом предприятии сохранилась единственная в районе рабочая столовая, где можно сытно и вкусно отобедать за латполтора.

Вместе с коммерческим директором мы прошлись по цехам, которые, разумеется, опустели с того времени, когда предприятие работало даже в две смены. Ранее готовая продукция уходила на восток и плотно укладывалась в контейнеры, теперь же каждое изделие уезжает в западном направлении в отдельном герметическом чехле и в вертикальном положении. Чтоб во время транспортировки не появилась ни одна складочка! Виктор Моисей показывал новое оборудование, а я без устали здоровался с женщинами, которых знаю на протяжении десятилетий. Портреты многих из них не раз украшали страницы нашей газеты.

Разговор о кризисе не получился, потому что, работая в режиме конкуренции, предприятие всегда думало о перспективе и не позволяло себе жирных лет. На чем и погорела республика.

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Didzis, Gaidis

Партнеры

  • Latvijas Reitingi