Человек и природа Незавидная доля у волка: в целом у человека к этому представителю хищных млекопитающих семейства псовых сложилось давнее негативное отношение. Злой и алчный герой сказок чаще всего точно именуется серым разбойником.
Однако есть у него и явный плюс, ведь наука точно доказала, что волк является прямым предком домашней собаки. Значит, врага можно превратить в друга.
В историческое время распространение волка занимало второе место после ареала человека, охватившего большую часть северного полушария. Сейчас волчья география сильно сократилась. Безусловно, волки и сегодня наносят определенный вред как охотничьим хозяйствам, так и крестьянским. С другой стороны, хищный зверь играет важную роль в экосистеме, контролируя численность лесных животных, уничтожая в первую очередь слабых и больных особей. Санитар леса — знакомое определение с положительным значением.
Волк — территориальное существо, живущее чаще всего оседло. Размножающиеся пары, как и стаи, занимают площади охоты от 30 до 60 километров в диаметре. При семейном образе жизни обычно образуются стаи до десятка особей, при этом умные хищники стараются промышлять подальше от мест постоянного обитания, чем и обеспечивают собственную безопасность. Средний выводок — 5 — 6 волчат, но известны случаи и вдвое больше. После того, как детеныши подрастают, волки покидают логово. В общем-то достаточно крупный хищник удивляет легкостью движений.
Во время преследования жертвы он развивает скорость до 60 километров в час и может совершать суточные переходы до восьми десятков километров. Знаменит он и своей прожорливостью: при весе в полцентнера волчище может сожрать десять кило мяса. Однако обычно съедает раза в четыре меньше, пряча остатки пищи про запас. Известна и его недюжинная сила, когда взрослый хищник способен тащить на спине крупную овцу на почтительное расстояние. Нападая на стадо, волки в азарте режут нескольких животных, чем и заслужили людскую ненависть.
От их клыков может пострадать корова и лошадь, не говоря уже о телятах и жеребятах. Волчьи стаи прекрасно ориентируются на местности, хитроумно уходят от явной опасности и изощрены в способах добычи. Описаны случаи, когда в преследовании лосей и оленей часть волков оставалась в засаде, другая — выступала в роли загонщиков. Поочередно сменяя друг друга, серые хищники ведут длительное преследование и обычно добиваются своего — берут жертву измором. В погоне за косулями волки стараются их выгнать на озерный лед и тогда остаются рожки да копытца.
Долг охотников — держать волка “в узде”, ведь в условиях Латгалии от них больше всего страдают лесные козочки, кабанчики, зайцы. А также лисы и еноты, которых не жаль. Произошло немало случаев пропаж собак с явным подозрением на волчью ненасытность. В разные годы алчные хищники ведут себя по-особому, меняя повадки, иногда и досаждая сельским людям. И по устойчивому мнению, наш район чаще страдает от пришлых хищников из Беларуси, нежели от местных обитателей лесов, которые в последние два десятка лет изрядно поредели.
Охота на волков — занятие чрезвычайно сложное, как и дорогостоящее. В истории района известен случай, когда замечательный краславский следопыт Янис Малиновский за сезон в одиночной охоте выследил и отстрелял пять хищников, досаждавших в Задвинье!
Весьма урожайным на волков оказался и уходящий охотничий сезон. Об этом рассказал в редакции известный берзиньский стрелок Владислав Лях, в личном активе которого есть даже пара рысей. Высокую численность серых разбойников в пограничной зоне он объясняет высокой плодовитостью волков в сопредельном государстве, где популяция белорусских хищников не уменьшается. Совершая регулярные набеги на латвийские территории, хищные звери наносят сильный урон охотничьим угодьям.
В этой связи латгальским стрел-кам не остается другого выхода, как принимать вызов непрошенных лесных гостей. Кстати, после выполнения установленного республиканского лимита на отстрел 160 волков, Латгалия получила дополнительно двадцать лицензий. Больше всего досталось четвероногим пришельцам из освейских болот.
Особую активность в регулировании численности волков проявил охотколлектив “Bзrziтu mednieks”, но облавы проводились объединенными усилиями. Сразить серого, особенно матерого, дело чести настоящего охотника — каждый ведет счет выдающихся трофеев. Во время коллективной охоты на берзиньской территории автором меткого выстрела стал свариньский ас Иван Станкевич, отстрелявший за жизнь семнадцатого хищника! Берзиньский охотник Илмар Пабин сделал золотой выстрел по волку в шкяунских угодьях.
Во время облав в Свариньской волости поздравления с редким успехом принимали краславчанин Руслан Стивриньш и Петр Малиновский — из берзиньского охотколлектива. Самому гостю редакции нынче на волчьих охотах хронически не везло: трижды в облавах видел волков, но на таком удалении, что стрелять не выходило.
Завершая счет добытых волков, я связался по телефону с руководителем охотколлектива “Svariтi” Эдгаром Тярве. Он продолжил список метких стрелков, которые участвовали в результативных облавах на территории Эзерниекской и Свариньской волостей. “Эзерземе” поздравляет вас, Руперт Ионин, Андрис Данилевич, Сергей Ермолаев, Язеп Заринь, Василий Дементьев, Иван Бурцев и Жанис Лоц!
Было такое времечко, когда за отстрел волков охотникам полагались премии не только от государства, но щедрость проявляли и самоуправления. Нынче все сводится к ответственности и высокому сознанию членов охотколлективов, которые, не считаясь со временем и материальными расходами, стараются сдерживать растущую численность волков. Что, на мой взгляд, и является примером хозяйского отношения к природе, ресурсы которой небезграничны.
Алексей ГОНЧАРОВ.