Завершен ремонт в старом корпусе Скукского социального центра, и теперь это учреждение способно принять 42 человека. Пока здесь три десятка обитателей, но в ближайшие дни прибудут трое новеньких — по одному жителю Индрской, Робежниекской и Калниешской волостей.
Председатель Робежниекского волостного самоуправления Эрика Габрусане рассказала, что спрос на места есть, но: “Мы стараемся их придерживать, принимаем лишь тех, кого просто нельзя не принять. Между прочим, наблюдается и обратный процесс: дети , оставшись без работы в Риге, взяли к себе мать — будут ухаживать сами”.
На сегодняшний день социальному комплексу не хватает только двух объектов, чтобы он был функционально завершен: требуются новые очистные сооружения и прачечная (оказалось, что мощности старой прачечной маловато). На очистные сооружения самоуправление составило проект, и Министерство среды его поддержало. Строительная документация тоже готова, однако планы рухнули после того, как из министерства пришла весть, что денег нынче не будет. А за собственные средства волость такой объект не осилит.
Руководитель центра Констанция Кирсанова довольна, что успели взять кредит и закончить ремонт в старом корпусе. Значительно улучшились условия труда персонала. В свою очередь, жильцы не могут нахвалиться на работников и царящий теперь здесь комфорт. А в новом корпусе есть даже механический подъемник, доставляющий на второй этаж людей в колясках, правда, пользоваться им без обслуживающего персонала люди побаиваются.
Однако предоставим слово обитателям центра.
Сам, все сам
Инвалида-колясочника Станислава Яковелиса я застал только что вышедшим из душа. Родом он из Робежниек, всю жизнь трудился в животноводстве. Одно время жил в Индре, но потом вернулся в родные края и поселился в предоставленной самоуправлением квартире. В прошлом году похоронил жену. Детей у пары не было, и Станислав остался один. Ухаживать за собой было трудно и, не желая никого обременять, человек попросился в дом престарелых. Его доставили сюда прямо из больницы, где проходил медосмотр, чтобы получить справку.
Станислав: “Хорошо, что у нас есть дом, где заботятся о стариках. Мне здесь нравится. Кормят четыре раза в день, позавчера приезжал доктор Сидоров, каждый день приходит медсестра”. Несмотря на отсутствие ноги, Станислав все старается делать сам, он не впал в уныние. Помыться в ванне, правда, тяжеловато, а вот под душем вполне можно. Много читает, охотно слушает радио. Вообще активен.
Если перевернуть, то всего 38!
Мария Милейка — еще один инвалид, потерявшая ногу, но не утратившая оптимизма. Она усердная руко- дельница, наверное, самая старательная из всех, кто здесь живет. Именно в таком виде я ее и застал — с вязаньем в руках! Оказывается, совсем недавно — 21 марта — Мария отпраздновала свое 83-летие. Солидная цифра, похоже, женщину больше забавляет, нежели огорчает: “Если перевернуть, то мне всего 38!” — комната наполняется ее заливистым смехом. Как же здесь оказалась эта жизнерадостная женщина? Печальная история.
“Как-то решила сорок дней погостить у единственной дочери в Белоруссии, но через восемь дней засоби- ралась в обратный путь — сообщили, что дома большой непорядок, — рассказывает Мария. — Приехала: о, ужас — дом обокрали, вынесли все! У меня шок, больница, терапия, гангрена ноги, хирургия… Дом по-прежнему стоит в центре Асуне, кто это сделал, догадываются, но чего уж теперь. Да и на что я способна одна в доме!”
День для Марии проходит, как правило, за вязанием. Четыре раза ездит в столовую, что по ее мнению, даже слишком много, и спать. В обслуживающем персонале она души не чает, особенно милы нянечки.
Муж Марии умер давно — в сентябре исполнится 20 лет, как она одна. Единственная дочь далеко, в Белоруссии. Но и она, и ее семья не забывают маму, часто навещают. Гордость пожилой женщины — семеро внучат: четыре мальчика и три девочки! Старшему уже двадцать лет, младшему в июне исполнится пять. Один из внуков третий год учится в академии, скоро закончит, внучка на втором курсе, будет медиком. О своем желании поступать в вуз объявил еще один из детей. Внуки регулярно шлют бабушке открытки. Мария показала мне красивое поздравление с Рождеством и Новым годом, подписанное одной из внучек, прочла пожелания.
Поздравить старушку с днем рождения приезжал зять, которым она тоже гордится. Словом, Мария не ощущает себя всеми забытой, отвергнутой. Дети ее любят, а это главное. Сама она — сирота, но добрым словом поминает хозяев, у которых работала, а также учителя Юхневича — за полезные советы. Следуя им, Мария сама проложила себе дорогу. Уехала в Даугавпилс, выучилась на швею, работала на филиале фирмы “Латвия”. Выйдя замуж и сменив местожительство, устроилась в магазин, где проработала три года, до рождения дочери Айны. После этого на работу больше не устраивалась.
Роман
Так его зовут местные. Полное же имя — Ромуальд Гайдзель. Знаменит тем, что является, пожалуй, самым крепким обитателем пансионата, и без дела не сидит. Недавно вот наломал вербы и раздал во все комнаты. А когда я уезжал из центра, заметил, что он уже моет автомашину на стоянке. Своими руками Ромуальд построил три теплицы, выращивает в них огурцы, помидоры, редис, укроп и другую зелень, обеспечивая ею местную кухню.
Кстати, ему самому тоже нравятся свежие овощи.
Нынче, 6 февраля, он отметил свое 65-летие. Занимает одну из комнат старого корпуса, чем весь- ма доволен. Раньше жил в Калниешской волости, работал трактористом — пахал, культивировал, сеял, словом, выполнял все полевые работы, где требовался трактор. Впервые оседлал стального коня в 1961 году, доработал до начала 90-х, когда прежняя система приказала долго жить.
“Права тракториста получил после шестимесячных курсов в ”Сельхозтехнике”, — вспоминает Ромуальд. — Моим первым трактором был ДТ-54, потом работал на Т-74, МТЗ-50, Т-40. У первых тракторов педалей не было, управляли ими с помощью рычагов, так что руки в одних мозолях. Машин не хватало, сменяя друг друга, трудились сутками. За смену вспахивал 5-6 гектаров при норме четыре. После армии, в 1965 году, женился, но через семь лет развелись. Остался сын, однако отношений мы не поддерживаем”.
В социальном центре Ромуальд оказался после того, как остался без крыши над головой. В 90-е годы сгорел его дом в Калниешах. Виной всему старая электропроводка, заменить которую было не на что. Электрики давно грозились отключить. Не успели… Несколько лет “на птичьих правах” Ромуальд ютился у хозяев, нуждавшихся в работнике. Но однажды председатель волости предложил отправиться в Скукский центр: мол, пока ты крепкий, всем нужен, а что потом? Ромуальд послушался, и вот уже пятый год живет в Скуках. Стал много читать, ведь надо чем-то занимать свободное время.
Раньше книги его не интересовали, да и некогда было. Читать о войне не любит, лучше уж о путешествиях или на другие захватывающие темы. Не чужда политика, старается не пропускать интересующие телепередачи. Если нет работы на месте, Ромуальд идет помогать местным тетушкам. Имеет только одну слабость — неравнодушен к пиву. Но проблем никому не создает.
У каждого своя судьба
После ремонта комнаты и в старом корпусе стали уютными, что не может не радовать жильцов. В одной из них обитают две подруги — инвалид с детства Людмила Прокуратова и Наталья Лагун, которая на протяжении года лечилась в Даугавпилсе, а затем была привезена сюда, так как одна жить не может.
В другой комнате — мама с двумя сыновьями. Всем светло, уютно. Есть еще одна женщина, после операции в Даугавпилсе. Словом, у каждого своя судьба, своя боль, свои печали и радости.
Юрис РОГА.