Человек и природа Богатство Латгалии — это еще и многообразие животного мира. Печально: в последние годы край множества озер стремительно превращается в охотничьи угодья.
Однако, как говорится, нет худа без добра. Стало явно больше лесных козочек, а еще донельзя обнаглевших лис и енотов, которые уже представ- ляют главную угрозу пернатым, устраивающим гнезда на земле. Пусть здорово поредели леса, но на болотах популяция журавушек не только сохраняется, но и приумножается, о чем подтверждения поступали и в нашу редакцию.
Голубоглазой сторонушке повезло сразу на двух птиц, приносящих человеку счастье. И если аисты гнездились вблизи жилья латгальцев испокон веков, то лебеди принялись массово осваивать мелкие озера в последние лет трид- цать — сорок. За это время “Эзерземе” печатала немало историй о величавых птицах, а сегодня мы предлагаем еще одну.
Все началось с телефонного приглашения на хутор “Примулас” — почти в центре деревеньки Богданы. Без труда отыскав аккуратненький домик, я сразу узнал троих его обитателей. Главная хранительница семейного очага, не по годам энергичная Янина Миглан, не раз захаживала к нам в редакцию. Ее дочь, Валентина, тоже моя хорошая знакомая — она без малого три десятка лет отработала в торговле. И не где-нибудь, а в краславском универмаге. В то время водить дружбу с работниками прилавка было делом выгодным, чем я и пользовался.
Тогда самые дефицитные импортные товары советские люди чаще доставали, нежели покупали. Правда, с Валюшей мы давненько не виделись, зато с Михаилом, ее спутником жизни, встречались на зимних соревнованиях скайстских рыболовов. Приезд в деревню корреспондента — всегда событие, поэтому в назначенный час как бы невзначай заглянула “на огонек” и соседка Анна Гришане. Тоже моя знакомая, приходилось бывать в гостях. Одним словом, компания собралась подходящая, а Янина Викентьевна, хлебосольная хозяюшка, подготовила с пылу с жару вареную картошечку и такую деревенскую колбаску на большой сковоро- де, что и не думай отказываться. Не стол, а скатерть самобранка — домашнее маслицо, творожок, сметана, сыр... И стопочка вина из ягод черной смородины.
За завтраком — разговор о главном: в хозяйстве Мигланов получилось неожиданное пополнение. Пятница тринадцатого марта оказалась чер- ной для белого лебедя. По всей вероятности, во время перелета у него сдали силы, и шипун приземлился в канаве у самой деревни Богданы. А в то время по большаку с цветами проходила сердобольная Янина Викентьевна — поздравить соседку Анну с днем рождения. Приметила бедную птицу у обочины и смекнула: нужна срочная помощь. Так и сказала лебедю: “Потерпи, милый, из гостей пойду — заберу”. Праздничного чаепития не получилось, все мысли соседушек — как лебедю помочь. Даже позвонили в службу спасения, а там посоветовали переждать до утра. Только можно ли, на ночь глядя, оставлять ослабшую птицу.
В округе лис полно, да и бродя- чих собак хватает. Позвали на помощь Михаила, тот прихватил знакомого Валентина. Вдвоем и доставили лебедя во двор Мигланов, где по приказу хозяйки кур мигом переселили в хлев, а птичник определили под жилье новоселу. Кличка Гоша родилась сама собой. Лебедь попался с характером, во время транспортировки сопротивлялся и шипел, а, оказавшись взаперти, сильно расстроился. Когда же хозяйка появилась с угощением и водичкой для питья, Гоша постепенно успокоился. Видать, знаком был и ранее с человеческой добротой.
Деревенская команда спасателей сразу обратила внимание — лебедь околь- цован. Надпись “Rīga EK-290” давала ориентиры для поиска. Позже Мигланы попали в самую точку, когда созвонились с орнитологом Музея природы Дмитрием Бойко. Выяснилась любопытная деталь: 10 марта лебедь-шипун был окольцован под Ригой, а через несколько дней оказался за Краславой. Может, возвращался к месту гнездовья, да не рассчитал сил. Кстати, на соседнем озере Илзес в последнее время лебеди гнездятся постоянно.
Что же касается Гоши, то он быстро освоился. Обнаглел так, что требует сам от хозяев главного лакомства. Ему два батона в день подавай, и от третьего не откажется. Черного хлеба не предлагай, зато творог и крупу уминает с удовольствием. За десяток дней лебедь полностью восстановил силы так, что его сторонятся во дворе Рекс и Цезарь. Во время фотосъемки Гоша и на меня не раз в атаку шел, так что о его самочувствии можно впредь не беспокоиться. Одна незадача — стал пернатый приемыш членом семьи, трудным будет расставание.
За чаепитием в беседе вспомнили всю жизнь. Большие беды не миновали ни мать, ни дочь, только обе мужественно переносят все лишения. Спасение — в деревенских трудах да молитвах. В возрасте за семьдесят Янина Викентьевна запросто управляется по хозяйству, доит пару коров. Таким деревенским лакомством угостила, что пальчики оближешь. Всю жизнь она отработала в животноводстве, да еще была знаменитой стряпухой. Кормила колхозных механизаторов, накрывала свадебные столы. Ее знаменитые деревенские сыры дегустировали не где-нибудь — в Ватикане и Израиле.
Когда речь зашла про Михаила, тот приуныл: потерял постоянную работу в Даугавпилсе. Что будет дальше — не знает. А руки у него золотые: он и строитель, и сварщик... Черная тень кризиса докатилась до каждого хутора.
Подивился я мужеству Валентины. Перенеся тяжелый недуг, она не утратила оптимизма и велела через газету передавать приветы всем всем, кто ее помнит.
Погостив пару часов у добрых людей, я и сам окреп духом, как тот лебедь. И скопившуюся за зиму усталость — как рукой сняло. А за Гошу, которому повезло на временных хозяев, можно не беспокоиться. За окном весна и лебедь-шипун, выпущенный на волю, непременно отыщет свою спутницу. О лебединой верности столько легенд сложено...
Алексей ГОНЧАРОВ.