Латвийский “Сад судьбы” в Кокнесе: память, надежда, озарение

Промозглым предвесенним днем начался важный этап в создании “Сада судьбы” в Кокнесе. Эстафета, которую летом 2005 года подхватили Марта и Вилис Витолы, а также жители Кокнесе, теперь передается всему латышскому народу.

Я думаю, что долг каждого латыша, каждого патриота Латвии — оказать хотя бы моральную, а если можно, то и материальную помощь созданию этого важнейшего символа Латвии ХХ столетия. Прошлый век следует занести не только в анналы истории, но и в эмоции народа. Надо постоянно напоминать о 600 тысячах наших соотечественников, сгинувших в войнах и репрессиях, об их неродившихся детях, о тех, кто рассеян по странам и континентам.

Примечательно то, что сад закладывается не в Риге, а в Кокнесе, на берегу деформированной реки наших судеб Даугавы, восстанавливая искусственный остров, создавая новый пейзаж. Этот остров призван возродить также славное имя Кокнесе. Мое поколение ездило туда любоваться старинной долиной Даугавы, Стабурагом, порогами на реке Персе. Теперь поедем туда, чтобы думать. Причем не горевать, а медитировать, размышлять о Латвии.

Важно то, что проект “Сад судьбы” — международный, и может иметь соответствующий резонанс. Композицию сада создает известный японский мастер ландшафта, буддийский монах Шуньмио Масуно, здание проектирует знаменитый латвийский архитектор Андрис Кронбергс. Идея же принадлежит Вилису Витолсу, прибывшему на родину из Венесуэлы.

Братское кладбище в Риге создавали 13 лет, столько же памятник Свободы (первые его проекты появились в 1922 году, открытие памятника состоялось 18 ноября 1935-го). “Сад судьбы” в Кокнесе также рассчитан не на один год. Деревца должны укорениться, подрасти, надо построить здания. Целостный ансамбль предстанет перед нами в 2015-2018 годах. Кому-то и вовсе не суждено его увидеть. Вместе с тем важно, чтобы в осуществление проекта включился весь латышский народ.

Накануне 25 марта я вспомнил порядочного человека — своего тестя Карлиса Зутера. Шестьдесят лет назад, в сорок девятом, за одну ночь он лишился великолепного дома в Булдурах, а с ним и смысла жизни. Для него мир рухнул. Он наверняка поддержал бы идею “Сада судьбы” в Кокнесе, ведь это память о нем, всем его роде. Когда-нибудь я поеду туда с внуком Карлисом (мальчика нарекли в честь деда). Я хочу, чтобы и у внука был свой знак пожертвования — как у всей нашей семьи, чтящей традиции предков и нашу историю.

Профессор Янис СТРАДИНЬШ.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Didzis, Gaidis

Партнеры

  • Latvijas Reitingi