Вортники: восемь лет спустя…

Ровно столько времени прошло после прошлого приезда журналистов “Эзерземе” в Вортники Кастулинской волости, чтобы рассказать читателям об этой лесной деревеньке на севере района.

Было это тоже в марте. В селе восемь дворов и два десятка жителей — вместе с детьми, студентами, педагогами, молодыми бизнесменами, безработными, пенсионерами. Тогда мы увидели, что в Вортниках в мире и согласии живут представители пяти национальностей и трех религиозных конфессий: латыши, поляки, русские, белорусы, украинцы — католики, православные, старообрядцы. Своими силами местное население отремонтировало дорогу, обустроило место отдыха, поставили придорожный крест. В содержание дороги тогда тоже вкладывали свои средства. Мы узнали немало и других интересных вещей. Но самое главное в этом рассказе — люди, ведь без них не было бы и сегодняшних Вортников.

Первую информацию об этой своеобразной деревне мы получили от Аниты и Игоря Решченко, кстати, они и организовали тогда необычную встречу. Первый “пикет” стоял под знаком, где начинается деревня. Встречали с размахом: в нашу честь играл аккордеон, звучала знакомая каждому латышу песня “Kur tu teci…”, правда, текст переделали сообразно обстановке. Потчевали яблоками, пирогами, горячим чаем.

В этот раз мы приехали в Вортники без предупреждения, так что обошлось без помпы. Просто захотелось рассказать о том, что изменилось здесь за восемь лет, которые наверняка внесли свои коррективы. То, что мы увидели, послужило пищей для размышлений и любопытных выводов. После первого визита спонтанно родился заголовок газетной публикации: “Вортники: начало или конец пути?” Надо сказать, он не утратил своей актуальности. За это время опустели два деревенских дома.

Не так давно в мир иной ушла самая, пожалуй, неунывающая и всезнающая жительница Мария Тризна, ласково именуемая Марусей. Это у ее дома был “главный пропускной пункт”. Маруся родом из Белоруссии, приехала в Латвию в 1961 году, выйдя замуж за местного парня. Супругу было суждено умереть первым. “Вот уже семь лет как я одна”, — сказала нам тогда Маруся. Ныне эта прекрасная пара наверняка вместе, только на небесах. Время от времени из Приежмале в Вортники наведывается внук Маруси — страстный любитель подледного лова.

Не стало и Хелены Тризны. Ее даугавпилсских родственников иногда можно увидеть рыбачащими на озере Геранимовас-Илджа.

Вместе с тем есть и добрые перемены, к тому же не одна. О них за чашкой клубничного чая охотно рассказала Анита Решченко.

Назвать Вортники Богом забытым уголком язык не поворачивается: и новые технологии сюда добрались, и дети рождаются, и туризм развивается, и новостройки поднимаются, и недвижимость продают-покупают. Конечно же, все это в масштабах, подобающих небольшой деревеньке. Мобильные телефоны сегодня есть у всех, а в доме Решченко — даже Интернет.

Тогда, восемь лет назад, мы начали обход жителей по порядку. Первый дом — Юрий и Вера Тризны. У них двое детей, оба взрослые, имеют семьи: один — в Даугавпилсе, другой — в Дагде. Дом отец Юрия построил еще в 30-е годы, но до сих пор исправно служат двери, оконные рамы и все прочее. Юрий по профессии агроном, заочно окончил Огрский лесной техникум, долгие годы отработал в лесу. Но затем грянуло сокращение, и он оказался безработным. Дома я застал только хозяйку. Юрий отправился на рыбалку, чтобы как-то занять зимний день, а заодно свежей рыбки поймать. Вера — человек гостеприимный, но на слова скуповата. Понять ее можно, недавно вернулась из больницы. За эти восемь лет перемен к лучшему она не заметила: работы как не было, так и нет, болезни донимают все чаще, молочные деньги — единственный источник дохода — предприятие задерживает…

Вера: “Живем за счет маленького хозяйства. Деньги не платят уже с декабря, правда, половину отдали, и все. Часто болею. Люди стареют, молодых здесь, считай, нет, кроме Решченко. А главное — невозможно найти оплачиваемую работу, так что выжить очень трудно. Хозяйством занимаемся вдвоем с мужем, у детей свои семьи. Далековато добираться, особенно из Даугавпилса. А если и выдается свободный денек, у самих работы хватает”.

Антон и Станислава Нартиш выкопали колодец, но засуха двух последних лет свела на нет все усилия — воды мало. Оба гордятся внучком, которому исполнится два года. В тот наш приезд Станислава первой поспешила ответить на вопрос, неужели нет желающих покинуть эти места. “Обязательно уедет в город, раз не умеет доить корову, — при этих словах хозяйка многозначительно глянула на дочь Айю. — Куда ж с такими-то ногтями!” Айя, тогда третьекурсница Резекненской высшей школы. Теперь она живет в Приежмале и работает учительницей в начальной школе, а муж — шофер-дальнобойщик. Именно Айя говорила, что зимой сюда очень трудно добраться, а ведь и автолавке нужно регулярно приходить, и “скорая” не должна буксовать, и детей в школу нужно возить.

Кстати, болезненная для местных жителей проблема дороги за восемь лет сгладилась и стала даже незаметной. Кастулинский волостной совет вложил огромные деньги, чтобы каждый желающий в любое время мог добраться до Вортников. Регулярно расчищают снег, в прошлом году дорогу основательно отремонтировали и расширили, вырубили кусты на обочинах, и вокруг сразу посветлело.

А. Решченко: “От имени жителей деревни огромное спасибо волостному руководству, теперь добираемся без хлопот. Дорога — это место, где сконцентрированы интересы людей, без нее вообще немыслима жизнь. Теперь к нам приходит даже большая мусоросборочная машина, а у нашего дома уже года три стоит контейнер. Вначале думали, за отходами не поедут, но приезжают. А ведь в деревне этот вопрос веками решали просто: в яму, и все дела. Между тем, мне не хотелось бы наткнуться на подобное захоронение, разбивая цветочные клумбы или грядки. Чистая среда — богатство этих краев. Не исключено, что мы единственные в округе, кому свойственно зеленое мышление…”

По соседству с Антоном и Станиславой Нартиш землю приобрел солидный господин, профессор физики, семидесятилетний немец Клаус Бартель. В прошлом году он устроил пикник, пригласив всю деревню: чтобы познакомиться, рассказать о своих планах. Тот, кто мог, конечно же, пришел. Кстати, далекий гость неплохо говорит по-латышски, хотя его сопровождает переводчик. Он поделился своими намерениями, которые ничуть не противоречат интересам природы: новый хозяин хочет оставить все по возможности нетронутым. Местные сразу же стали относиться к Клаусу как к своему, хотя он и появляется только в теплое время года. Пока его владения состоят из старого фундамента и домика “с сердечком”. Решается вопрос подключения электролинии. Пока же здесь жируют косули да лисы…

Мой дальнейший путь лежит в самую высокую точку деревни, к старшим по возрасту жителям — пенсионерам Альберту и Анне Лунь. Хозяйка всю жизнь работала в совхозе, муж валил лес. Именно в их доме собирался народ — и в радости, и горе. Когда после длительного стука мне никто не открывает, не отвечает и мобильный телефон, не на шутку встревожился и позвал на помощь Аниту, с которой вместе и зашли в дом. Оказывается, старички вздремнули. Если в первый приезд нас встречала сама хозяйка, то теперь навстречу вышел супруг, 1933 года рождения. Анне, которая старше его на два года, нездоровилось.

По словам Альберта, 33 года работы в леспромхозе сказываются не самым лучшим образом: “Болят ноги. Жене еще ху- же — ходит с тросточкой. В марте мне исполнится 76, не мешало бы бутылочку опрокинуть с соседом. Молодых-то у нас не осталось. Изредка навещает двоюродный брат жены, да и по телефону поговорим, соседи заходят. В Вортниках все заботятся друг о друге. Из молодежи остались только Решченко, изо всех сил бьются, чтобы прокормить такую семью. Дороговизна!

Мы оба живем на пенсию, корову уже года три не держим, остались только кошки. Их у нас развелось немало, перебрались из домов, которые опустели. Как прогонишь, живые ведь, жалко. Все бы ничего, будь здоровье покрепче да цены пониже. Зимой дорогу чистят, автолавка прямо во двор приходит. Бывает, конечно, что вечером снег растолкали, а ночью опять замело. Что поделаешь, такова жизнь. В общем, ничего плохого, “скорая” тоже добирается. Вот только лечиться теперь безумно дорого, даже не поверил, что один день в больнице стоит 12 латов. Неужели правда? Вот это да! И что же нам, пенсионерам, теперь делать? “Розовая” книжка стоила десять латов в квартал, теперь доплатил еще шесть — отдал почтальонке, чтобы оформила. А как без книжки! Надо бы курить бросить, но ведь это намного труднее, чем пить. В молодости месяцев десять не курил, но было так плохо, словно что-то ценное потерял или что-то плохое сделал. Через время опять взялся за сигарету, не хватило силы воли, к тому же, другие курят…”

За время беседы Альберт еще и еще раз извиняется за отказ сфотографироваться: мол, морщины отнюдь не украсят газету, пусть лучше в объектив попадут новостройки в Вортниках!

Ближе к лесу живет тетушка Люба — Любовь Тризна. Дочь вышла замуж за украинца и обосновалась в Саласпилсе. На протяжении многих лет тетя Люба держалась, не покидала деревню даже зимой. Нынче сдалась, переехала к дочке. С годами стала бояться, кругом одни лесные звери, как-никак, дом на отшибе.

Деревню Вортники невозможно представить без озера Геранимовас-Илджа, третьего в Латвии по глубине — 47 мет- ров. Оно так и манит любителей подледного лова, попадается даже корюшка. На берегу — новостройки. Красивый сруб поставила Софья Стивриня. Рядом банька, ухоженный берег. Правда, сама там не живет. Чуть дальше еще одна новостройка — баня, которую возвел Янис Узулиньш из Екабпилса.

Александр и Ирина Тризны живут на окраине, их дом — последний. Ирина в молодости танцевала в балете. Поначалу осваивала хореографию в Даугавпилсе, затем в столичном училище. Выйдя замуж в Вортники, стала деревенским хореографом, учила местных ребятишек. Восемь лет внесли коррективы и в ее жизнь: состояние здоровья больше не позволяет заниматься танцами, и теперь они с супругом присматривают за новостройками на берегу.

Наконец, несколько слов о тех, кто, собственно, не дает угаснуть Вортникам — о семье Решченко и их усадьбе “Zemeтu krastiтi”, кстати, обозначенной на латвийской автотуристической карте, чтобы потенциальные гости легче отыскали дорогу. Восемь лет назад их было пятеро — Анита, Игорь и трое детей: Сузанна, Сандра и Раймонд, самый младший тогда житель деревни. Теперь полку Решченко прибыло — на свет появились Патриция и Аманда.

Сузанна учится в бюджетной группе университета им. П. Страдиня на фармацевта. Это ее первый студенческий год, причем девушка занимается так хорошо, что получает стипендию. Дается это ей титаническим трудом, на сон остаются считанные часы. Сандра — семиклассница Приежмальской основной школы, одаренная художница и певица: 2-е место на районной олимпиаде визуального искусства, 1-е — в районном конкурсе “Голоса”. Она и является дизайнером усадьбы. Раймонд учится в 6-м классе Приежмальской школы, посещает краславскую музыкальную, красиво поет, играет в ансамбле на кокле, увлекается каратэ. Профессионально ловит корюшку — единственный из окрестных мальчишек. Дома у Раймонда припасено собственное, особое предложение для туристов. В его распоряжении большой профессиональный батут, самим же и заработанный. Патриция, которой четыре годика, занимается в детсадовской группе. Она же — королева клубничной тропы, к тому же выполняет важное поручение, особым способом провожает гостей. Самая младшая — семимесячная Аманда — отрада семьи.

“Zemeтu krastiтi” признаны хозяйством здоровой среды. В прошлом году его посетил министр, вручил хозяину так называемый Зеленый сертификат, выдаваемый сроком на два года хозяйствам, которые берегут природу, ведут здоровый образ жизни и так далее.

В минувшем году построили баньку и уже топят ее, хотя кое-что еще надо доделать. Впрочем, в порядке и старая баня, блага которой нам довелось испытать восемь лет назад. Конечно же, хозяйка не преминула пригласить в новую, чтобы совершить традиционные и вместе с тем таинственные ритуалы для укрепления здоровья. Кстати, недавно Анита окончила специальные “банные” курсы.

Ясно одно: Вортники не привлекали бы туристов, влача жалкое существование. Клубника в саду, клубничная тропа, деревенский спа, клубничные маски и ванны, растирание глиной, все новые банные ритуалы, обучение начинающих — чем не рай для туристов! Словом, деревня жива!

Юрис РОГА.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Didzis, Gaidis

Партнеры

  • Latvijas Reitingi