Главный приз — лучи весеннего солнышка

Мы так привыкли к чарующей красоте озерного края, что уже и не замечаем этой величайшей ценности, дарованной Латгалии Всевышним. Как и не торопимся осознать важности ведения рыбохозяйственной деятельности в нашем уникальном районе, который мог бы стать Меккой удильщиков и спиннингистов. Но...

Граверская уха

Пришла долгожданная весна-красна. Рыболовы ликуют: прошлогодний март вскрыл зимние панцири озер и рек, а нынешний лед продержится до апреля. Соревнования у лунок прижились повсеместно, что не может не радовать. Водка и активный отдых — понятия несовместимые, хотя в одинаковой степени затратные. Чтобы порыбачить денек, одна насадка обходится в лат. А еще бензин, плотный сухой паек — на свежем воздухе аппетит неимоверный. Только все это семечки, а главные цветочки — стоимость суперснастей и экипировки. Даже у сельских рыболовов входят в моду фирменные костюмы и ящики, ледобуры самых престижных фирм, а про снасти и говорить нечего. Я и сам накануне выходных прикупил мормышку с бриллиантом. Ювелирная работа, соответствующая цена, а соблазн — не устоять, новинка меня и выручила.

На минувшие выходные “Эзерземе” получила два приглашения на лед. Старому приятелю Толгату Исламгараеву из Гравер даже не пытался отказать — общение с опытным рыболовом всегда интересно и полезно. А вот Айвар Умбрашко был более категоричен: “Теоретик ты хороший, хотя можно с тобой и поспорить. Проверим теперь на практике. Отказываться не пытайся — это желание всех участников соревнований. Да и призы очень уж ценные”. Деваться некуда, воля читателей для редакции — закон. Граверцев я решил только навестить, а с аулейцами — потягаться. Шанса — никакого, за весь уходящий сезон я побывал на льду раза три, а про уловы лучше не спрашивайте. Одно утешение, что в домашнем хозяйстве не кот, а собачонка.

Выходные выдались — как по заказу. С утра — морозец, к обеду — ласковое весеннее солнышко. Атмосферное давление замерло на одной отметке, что сулило рыбацкую удачу. Только озеро Язынок, в самом центре поселка Граверы, известно своим капризным нравом. Правда, в январе редким счастливчикам удалось отыскать лещей да крупных окуней, а потом начался пир мелочишки. Повсюду донимали сорные окуньки, которых рыболовы обычно отпускают на волю, а вот на соревнованиях все идет в счет. Еще за самую маленькую рыбешку можно и приз отхватить. У граверских рыболовов есть традиция — тянуть жребий на предполагаемый сектор ловли. Нынче, к все- общему унынию, выпала Рагельская губа, где лещом и не пахло.

Возвращение рыболовов на берег — зрелище завораживающее. Ориентир был верным — дымок костра и запах ухи. Жаль, конечно, что в большой котел пока не попадают местные судаки, зато норвежский лосось на вкус не хуже. Когда научимся хозяйничать на голубой ниве — об этом дискуссия впереди. Горячая ушица на свежем воздухе — уже награда. О чем позаботились местные женщины Раиса и Александра. Пока усталые мужики хвалили хозяек и бранили бесклевный день, оргкомитет легко унес уловы в магазин на взвешивание, ведь спортивные результаты требуют особой точности.

Томительное ожидание завершилось, началась процедура награждения. С результатом 1,088 кило за четыре часа ловли поздравления с первым местом принимал Виктор Кормильцев. Ветерану удочки Болеславу Бижану фортуна улыбнулась трижды: серебряная награда и призы за самую увесистую плотвицу и наимельчайшего окунька. Только 46 граммов уступил бывалому Андрей Леонов, предъявивший судьям улов весом 0,652 кг. Первый раз участвовал в традиционных волостных соревнованиях тринадцатилетний Вадим Ушацкий. Семь окуньков для начала — тоже неплохо. Он внимательно вслушивался в разговоры взрослых, которые судачили об одном: озера нужно срочно спасать зарыблением.

Аулейские беседы

К месту сбора я прибыл первым — очень дорожу общением с коллегами по увлечению. Знакомые лица, рукопожатия и ни одного хорошего слова про уходящий зимний сезон. Правда, называлось имя счастливчика, поймавшего недавно на Сиверсе сытых плотвиц. А вот крупными окунями, даже не лещами — увесистыми подлещиками никто не хвалится. Не стало щуки — все озера превратились в обиталища сорной рыбы.

... Появился главный организатор, руководитель волости Айвар Умбрашко и заставил всех ахнуть, когда показал призы. Зимний костюм, знаменитый барнаульский бур и рыбацкие сапоги 45-го размера! В тайне оставалось лишь место соревнований, но вот глава самоуправления покончил с интригой, назвав Лиелайс Гауслс. В ши- рокой улыбке расплылось лицо водителя автобуса Яниса Вигулиса: он живет на берегу и знает озеро как свои пять пальцев. Меня это сообщение привело в полное уныние — ведь я защищал честь редакции и выбор выпал не в мою пользу. Знаю “характер” многих аулейских озер, а вот Лиелайс Гауслс никогда не изучал зимой.

Автобус привез к месту ледового сражения десятка два охотников за призами. По местной традиции портфель главного судьи передается прошлогоднему победителю. Петерис Вайшлис, тогда отличившийся на льду озера Циерпа, быстро ограничил флажками зону лова на Гауслсе. Тут-то я и совершил роковую ошибку, когда стал закармливать лунки по центру заводи. Потеряв точных полчаса, понял, почему местные прижались к берегу, где нещадно таскали несъедобных окуньков. Исправив промашку, я присоединился к толоке и всеми силами пытался уйти от позора. Моей мормышкой наконец-то соблазнился подлещик...

Соседи по лункам, проклиная мелюзгу, продолжали со мной разговор на тему вырождения озер. Все нынче недовольны: собственники, арендаторы, узаконенные промысловики и удильщики. Естественные водоемы Латгалии просто не выдержали общего пресса, а самый губительный удар нанесли браконьерские сети. С добрый час эту злободневную проблему мы обсуждали на льду с Айваром Умбрашко. Честный и искренний руководитель глубоко переживает за судьбу родного озерного края.

Отдадим должное аулейцам: они дружно держатся за наследственные земельные наделы, не предают родной край, построили лучшие в районе гостевые дома. Им вдвойне обидно, что в озерном краю товарная рыба стала дефицитом. Нужны серьезные программы, проекты, инвестиции для возрождения былой продуктивности латгальских озер. Зарыбление за счет “Рыбного фонда” не оказалось особо эффективным, а в прошлом году и вовсе прекратилось.

Айвар Умбрашко видит проблему в увеличении бюрократических препон, усложняющих процедуру в восстановлении рыбных ресурсов. Если на Аулейском озере серебристый карась прижился, то хуже обстоят дела с Сиверсом. Идет на убыль популяция судака, которого культивировали еще в советское время. Малоэффективными оказались попытки зарыбления щукой и карасем в годы восстановленной независимости ЛР. Аулейские рыбаки считают, что прекращение неводного лова не пошло на пользу озерам. Летнее и зимнее траление очищало естественные водоемы от водорослей и способствовало более активному образу жизни водных обитателей.

Малоснежные зимы и, как следствие, отсутствие весенних разливов ухудшают условия нереста щуки. Самому озерному району республики сам Бог велел иметь собственную рыбоводческую базу. Так и было ранее, но в азарте всеобщей разрухи не уцелел рыбзаводик в Краславе. Упущенные время и возможности...

Правда, Айвар Умбрашко понимает, в чем спасение местных озер. Но, со слов руководителя, пока не было шанса развернуть волостную рыбоводческую отрасль. Может, реформа самоуправлений поможет обделенной природе, у которой мы наловчились только брать. Рыболовный туризм — перспективное занятие и давно пора переходить от разговоров к делу.

... Мы соревновались 5 часов. Пока шло взвешивание уловов, я фотографировал самого юного участника девятилетнего Яниса Умбрашко и старейшего однофамильца — Язепа, чей рыболовный стаж перевалил за 55 лет. Судейская бригада спешила, поэтому произошла симпатичная накладочка. Сергею Ермолаеву вручили третий приз, затем отняли, чтобы поздравить со вторым местом. Он так мечтал получить современный бур, сбылось! Улов девятиклассника — 2,510 кг. Бронзовый призер Эрик Узолиньш отстал от Сергея всего на 75 граммов. Вожделенный костюм пришелся впору Янису Вигулису, зарегистрировавшему рекорд дня — 3,115 кило. Ровно в два раза больше моего улова.

От полного позора меня спас подлещик, признанный лучшим трофеем соревнований. Пронеслась по льду и шутка — вес 1,3 кило! Потом последовала поправка: вышла ошибочка... в десять раз. С удовольствием принял шерстяной приз. За долгие годы поющие аулейские женщины не раз дарили мне носки, варежки, теперь вот разжился перчатками. Всю жизнь ощущаю аулейскую теплоту сердец. Претендентов на микроокуньков было с десяток, но памятный приз урвал Бронислав Пудниекс.

Незабываемый день, спасибо за приглашение, Аулея! До новых встреч!

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Didzis, Gaidis

Партнеры

  • Latvijas Reitingi