Благодатного Адвента и Рождественского поста!

“Существуют три вещи, которые нельзя не любить: родная земля, наше государство и Христос”

Эти слова произнес архиепископ Латвийской евангелическо-лютеранской церкви Янис Ванаг во время экуменического богослужения 18 ноября в Домском соборе. С неподдельным интересом глубоко аналитическую и аргументированную проповедь Его Преосвященства выслушали не только те, кто пришел в собор, но и телезрители: служба транслировалась в прямом эфире. Сокращенную версию проповеди предлагаем также читателям “Эзерземе”.

18 ноября — праздник нашего государства, пора, когда самый хмурый осенний месяц озаряется светом, когда вывешиваем государственные флаги, прикалываем красно-бело-красные ленточки, а стену Музея оккупации украшаем плакатом “А я люблю Латвию?” Однако что мы под этим подразумеваем? Люблю ли я латвийскую землю? Люблю ли я Латвийское государство? Любить свою землю — не ново. Никому не возбранялось это ни при немцах, ни при шведах, ни при поляках, ни при царе, ни даже при советской власти. Новое, необычное, даже невероятное заключается в том, что у нас есть возможность любить свое государство, где мы наделены правом требовать знание латышского языка как единственного государственного; где латыши могут строить отношения с проживающими здесь представителями других наций как свободные люди со свободными людьми; где мы имеем право выбирать и распускать сейм; откуда можем свободно выехать и куда свободно вернуться; где можем без опаски думать, читать, писать, говорить, что хотим; где можем верить в Бога и преклоняться перед Ним с чистой совестью.

За всю нашу историю лишь неполные полвека нам была дарована возможность любить Латвийское государство. К этому стремится личная Атмода каждого латыша. За это сражались солдаты свободы. Сегодня мы празднуем 93-ю годовщину своей родины. Пусть это не круглый юбилей, однако очень значимый. Хотя бы тем, что приходится на исторический момент. В мире осталось только два представителя балтов — мы да литовцы. Но история нам подсказывает, что когда-то их было очень много. Сегодня, когда численность латвийцев с 2,3 миллиона после предыдущей переписи сократилась до 1,8 миллиона после нынешней, когда латышей среди них осталось чуть больше половины, из которой, в свою очередь, 50% или даже больше — люди старше 40 лет, возможно, еще рано поднимать панику и опасаться, что история повторится. Тем не менее, судя по некоторым признакам, сей исторический момент приблизился настолько, что мы ощущаем, как он дышит в затылок.

И что же мы предпринимаем? Латвийские граждане выбирают способ, чем-то напоминающий эвтаназию: “Я люблю эту землю, но не люблю государство. Как оно ко мне, так и я к нему… Как говорится, чем хуже, тем лучше. Вот возьму и уеду, пока все не утрясется.”

Однако существует и другой подход, другое отношение. Нанося на прошлой неделе визиты приходам Северной Видземе, я встречался с представителями самоуправлений, культурных учреждений, школ, местного бизнеса. Отрадно было общаться с людьми, которые даже в сегодняшних условиях смотрят на будущее Латвии с надеждой, много делают и, кстати, небезрезультатно, для окружающих людей — к собственному удовлетворению. Каждый, кто становится на этот путь — быть латышом, должен уяснить для себя, что это невозможно не только без этой земли, но и без своего государства, без любви к ней.

Латвийское государство не нуждается в эвтаназии, оно жаждет возрождения, обновления. Такое напутствие латвийский народ и общество дали новому сейму, с которым ныне связаны надежды и чаяния, тем более что в парламенте теперь немало новых лиц. Однако Иисус говорит, что “не вливают вина молодого в мехи ветхие”. Новые лица сами по себе ничего не меняют, ибо едут по накатанным рельсам — потому что остаются прежние нравы и принципы. Нельзя не учесть того, что после новых выборов остается старое чиновничество, зачастую предопределяющее все процессы. Сложившиеся структуры чувствуют себя вполне комфортно, поэтому изо всех сил защищают себя и свое теперешнее положение.

Но может, этот угрожающе близкий исторический момент, его ледяное дыхание все же придадут импульс, заставят объединиться во благо, тем более что отступать уже некуда? Когда разные люди приходили к Иоанну Крестителю и спрашивали, что им теперь делать, как спастись от занесенного над ними небесного топора, он давал мудрые и понятные всем советы. Мытарю (нечто вроде нашей налоговой службы) — не брать больше, чем положено; воинству (силовым структурам) — не пользоваться властью во зло, не мародерствовать, не угнетать. Словом, каждый человек, каждое сословие должно добросовестно и честно делать свое дело. Выполнять то, что положено.

В то же время часто спрашивают (причем, чем выше должность, тем чаще): “Что же мне делать? Кто мне подаст знак, как быть дальше?” У шахтеров принято брать в забой канареек. Нет, эти люди не сентиментальны, а делают это из чисто практических соображений. Оказывается, у птичек очень чувствительная система дыхания. И если в шахте выделяются опасные газы, птицы первыми начинают кашлять и задыхаться — предупреждая всех, что пора спасаться. Применительно к нашему обществу такими канарейками в шахте становятся те, кто уже не в силах удержаться на плаву, наиболее незащищенные, которым не остается ничего другого, как, сродни перелетным птицам, покинуть эту страну. Они-то и подают знак, что делать. Начинают задыхаться — значит, обществу и государству грозит опасность. В спешном порядке всем надо спасаться, выходить из непростого положения. Спрашивается: а когда успел приблизиться опасный исторический момент? Ответ: за то время, когда подаваемые ими знаки оставались незамеченными.

Да, в подобном положении оказались не все. Но и те, кому удалось избежать горькой участи, вряд ли защищены и счастливы. Даже те, кто откусил больше, нежели способен переварить. Как оказалось, вожделенное добро иногда неподъемно. Чтобы удержать его, требуется недюжинная сила, обычными спутниками которой становятся страх и стресс. Это имеет непосредственное отношение к однажды сделанному нами выбору: следуя западным образцам, мы предпочли строить свою Латвию как общество потребителей, ничуть не задумываясь, с какими проблемами вскоре столкнется сам Запад. В потребительском обществе ценность человека измеряется его накоплениями и тратами, его конкурентоспособностью на фронте потребления. Те, кто эти правила принял, обрек себя на безжалостную гонку, которой нет конца, при которой статус потребителя становится своего рода идентификационным знаком.

Иисус говорил: стремитесь, прежде всего, в Царство Божие, к Его истине, а остальное воздастся. По сути, все мы жаждем обрести душевный покой, ощущение безопасности — пусть даже такими нелепыми путями. От диктата общества потребителей надо освободиться, в первую очередь, тем, чей пост, чье призвание связаны с заботой об общем благе, в то же время, открывая дорогу коррумпированности, заботе о себе, любимом. Без этой свободы новые лица подвергнуты старым рискам, а старые лица измениться уже не способны. Латвия располагает достаточными ресурсами, чтобы удовлетворить потребности каждого, только не следует путать их с прихотями и амбициями.

Время от времени говорят, что в Латвии отсутствует патриотизм. Причем не потому, что люди не хотели бы быть патриотами, а из-за недостатка мотивации. Прошлое доставило немало огорчений. Однако будущее требует равенства и общих усилий на благо Латвии. Так, кстати, записано в программах интеграции. Чтобы добиться этого, со всей глубиной ума и сердца следует осознать, что патриотизм состоит не в отталкивании инородцев, ненависти к ним, а в общей заботе о своем государстве, его будущем. Латвия нуждается в примирении и совместном труде на благо такого государства, где и язык, и народ были бы надежно защищены. Плодотворное сотрудничество между церквами доказывает, что это возможно.

Благополучие и покой в любых условиях способен даровать только Христос. Это не зависит от чьих бы то ни было решений. Господь дает это тебе, и оно твое. Будучи в ладу с Христом, мы способны на многое. Лишь просветленный человек, приведший себя в порядок, способен адекватно действовать, чтобы навести такой же порядок вокруг. Христос — вот наш путь, истина, жизнь. Истина, которая освобождает, чтобы наш дальнейший путь привел к жизни.

Итак, что же любить — свою землю или свое государство? В наше время существуют три вещи, которые необходимо любить, чтобы мы могли с надеждой смотреть в будущее — свою землю, свое государство и Христа.

Боже, благослови Латвию! Аминь.

Записала Геновефа КАЛВИША.

Фото дня

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Конкурсы

Именины

  • Salvis, Selva, Venta

Партнеры

  • Latvijas Reitingi