Времена не выбирают, в них живут и умирают. А вот в радостях или горестях — зависит от самого человека и его окружения.
Само собой разумеется: жить среди добрых людей спокойнее и надежнее. Оглядываясь на прошлое, уже не раз думал вот о чем. Смена власти, а вернее, идеологий, свалившаяся на советский народ как гром среди ясного неба, неожиданно обернулась ломкой человеческих отношений. Зачастую, к сожалению, не в лучшую сторону. Знаю немало случаев, когда на почве неудовлетворенности и возникших взаимных претензий житейские распри развели даже близких родственников, а уж про соседей и говорить нечего…
За сорок газетных лет не изменил собственному принципу — в конфликтной ситуации принимать сторону слабого. Разные были истории, однажды даже довелось защищать от произвола партийных начальников… самих милиционеров, и тогда свершилось чудо — справедливость восторжествовала. С того и начиналась перестройка, развалившая “союз нерушимый республик свободных”. И, как показало новое время, избыток демократии — это палка о двух концах. Добившись восстановления независимости Латвии и получив реальные свободы — слова, вероисповедания, выборов и передвижения по миру, незаметно люди… очерствели. Случается сплошь и рядом: в пылу ссоры даже верующие забывают о вечных ценностях — Христовых заповедях, безрассудно предаваясь необъяснимой злобе и мести. Так случилось и в Навлянах: восьмидесятилетняя Эврика Донатовна запросила корреспондентской защиты. От соседки и не только. Умудренный профессиональным опытом, я знал, что никогда читатели понапрасну не ищут помощи в “Эзерземе”, но для подстраховки обратился за советом к уважаемому депутату от Робежниек. Вера Бириня уже была в курсе конфликта, всколыхнувшего округу, и подтвердила, что без вмешательства газеты в данной ситуации не обойтись.
…Голубоватый домик у пыльного перекрестка, который собственными руками полсотни лет назад построили молодые Барткевичи. Все хорошо, но своих детей Всевышний трудолюбивой семье не дал, поэтому родители воспитали приемного сына. Мчались годы, незаметно подкралась старость. И горе: Эврика Донатовна простилась с мужем — 22 года как вдовствует. Одна надежда на сына Бориса, который регулярно навещает мать. У самой теперь силы на исходе — возраст не обманешь. Многие годы честно отработала в животноводстве, одно время даже зоотехником была, доила коров… Заработала максимальную пенсию в 132 рубля, которые вдруг жалким пособием обернулась — в репшиках и латах. Позже справедливость восторжествовала, и на нынешние 160 латов одинокой пенсионерке жить на селе можно, если бы…
С ближайшей соседкой Эмилией наша Эврика десятилетиями жила дружно: они с супругом были крестными сына Бориса, на семидесятилетний юбилей были в гостях. Потом между добрыми соседями, как говорится, пробежала черная кошка, а точнее, крепко рассорились из-за собак. От любви до ненависти — один шаг: слово за слово — и лютая вражда возникла всерьез и надолго. По предположению Эврики Донатовны, на почве мести соседка и сообщила в компетентные органы о том, что она, якобы, приторговывает спиртным.
Тот, кто давно живет на селе, прекрасно знает, что самогон и водка и в советское время, и в годы восстановленной независимости Латвии были и остаются самой твердой валютой. Когда Барткевичи строили дом, сами самогон гнали, иначе толоку не соберешь. Да и позже держали гонимую жидкую валюту, без которой огород трактором не запашешь, зерновые комбайном не обмолотишь, дров из лесу не привезешь… Постепенно самогонку вытеснил привозной спирт, с помощью которого легче решались многие деревенские проблемы. Бывал он, конечно, и у Эврики Донатовны, возможно, когда-то и небольшой излишек оставался. Только когда силы совсем сдали, отпала нужда в жидкой валюте — огородом теперь занимается сын, приезжающий из Краславы. Однако самая малость из старых запасов, видимо, сохранилась — для юбилея: 13 ноября прошлого года Эврике Донатовне исполнилось 80 лет. Соседка, с которой отношения разладились, свой “подарочек” приготовила. И однажды в избенке Барткевич объявились трое полицейских в форме, показали документ на латышском языке и приступили к выполнению служебных обязанностей.
Главную улику обнаружили быстро — две поллитровые бутылки крепкого алкоголя в тумбочке под телевизором. Самогонного аппарата в этом доме давным-давно нет, с каких пор те напитки сохранились, сама хозяйка запамятовала. Скорее всего, на лекарство, ведь потом и экспертиза подтвердила крепость напитка домашней выработки — 64,6 градуса.
Отдадим должное блюстителям порядка, они обошлись с подозреваемой очень корректно. Когда она подписывала протокол на непонятном для нее латышском языке, думала, что получит предупреждение. И по сегодняшний день корит себя — не надо было второпях ставить подпись. Тогда и согласилась, чтобы дело рассматривалось без ее присутствия. И с протоколом согласилась, поставив подпись.
Дело закрутилось-завертелось, и когда в сентябре прошлого года почтальон принес официальный документ из отделения полиции порядка, тоже толком не вникла и передала казенные бумаги сыну. В тех двух листах уже значилось решение об административном наказании: за нелегальное хранение алкогольных напитков Эврика Барткевича оштрафована на 250 латов, что является минимальной суммой, при максимуме в 500. По своей наивности она и тогда не обратила должного внимания на решение — ведь не торговала она спиртным. Правда, если кого-то и выручила бутылкой, так это было года два назад.
Ошибалась бабушка Эврика, а гром грянул в марте, когда вместо 160 латов пенсии она получила только 119. Стало ясно, что так будет и впредь — до погашения всей суммы. Обратилась она за разъяснением в Краславский участок Латгальского регионального управления полиции, но и там до конца не разобралась, на каком основании ее наказали за спиртное. Поэтому в поисках истины и позвонила в “Эзерземе”.
Скрывать не стану: после поездки в Навляны и общения с Эврикой Донатовной сложилось первое впечатление, что в данном случае сотрудники правоохранительных органов, возможно, переусердствовали. Тем более что я не поленился выяснить общественное мнение. Соседка по имени Алла даже обрадовалась появлению корреспондента — зря нанесли обиду Донатовне. Знает ее давно как добрую женщину, жаль только, что теперь ее здоровье подвело — с трудом передвигается по дому. На восьмидесятилетний юбилей соседей пригласила, хотя живет небогато, и потчевала гостей вином и водкой из той же тумбочки, в которой полицейские главную улику нашли. В деревне секретов нет, не торговала спиртным и тем более не гнала самогон в последние годы Эврика Донатовна, убеждена Алла. Не чувствуя за собой вины, она и подписала протокол на латышском языке. В этом ее главная промашка. Местные люди, зная о возникших неприязненных отношениях Эврики Донатовны с ближайшей соседкой, тоже больше на ее стороне.
Чтобы окончательно пролить свет на якобы сомнительную историю, я нанес визит в Краславский участок полиции. Встретили меня доброжелательно, никто не был против уточнения истины. Данное административное дело возникло не на пустом месте. Все закрутилось с анонимного звонка, и на такие сигналы с мест сотрудники полиции по долгу службы обязаны реагировать. Слухи — не факты, поэтому в ходе проверки в деле появились показания, подтверждающие даже факт продажи спиртного. А вот насколько верны такие свидетельства, пусть это остается на совести “доброжелателей”. Чего не сделаешь в порывах мести! На мой взгляд, возможно, Донатовне припомнили старые грехи. Так что дыма без огня не бывает… Что же касается действий сотрудников полиции, то они проведены в строгих юридических рамках, в чем я и сам убедился. И если бы подозреваемая своевременно опротестовала вынесенное наказание, то все могло обернуться по-иному. Потеряв время, Эврика Барткевич теперь вынуждена лишиться очень большой для нее суммы. Такой вот получился “подарочек” к юбилею. И, приглашая корреспондента, Эврика Донатовна дает теперь совет другим: никогда не подписывайте протокол, если вы не полностью понимаете его содержание. Уверенная в собственной правоте, она упустила шанс для защиты. Интересно, а как теперь спится тем, кто решил, что “справедливость восторжествовала”? Счеты сведены, а как же совесть…
Нелегальная торговля спиртным как была, так и остается тяжелейшим недугом общества. Безработица, безысходность, вынужденное одиночество только усугубляют проблему, и в этом плане дел и забот у сотрудников внутренних дел лишь прибавляется. Укрепляя связи с общественностью, они стараются реагировать на все сигналы с мест. И дай Бог, чтобы такие сообщения всегда были беспристрастными, честными и объективными. Как рассказали мне профессионалы в форме, известно немало случаев, когда алкогольным “бизнесом” занимаются и дряхлые старухи, и больные люди. А история, получившая публичную огласку, ни что иное, как срез нашей грешной жизни, когда злоба и месть берут порой верх над здравым смыслом. Вот уж действительно, худой мир лучше доброй ссоры.
Алексей ГОНЧАРОВ.