Нет худа без добра

Много лет назад Робежниеки оказались в зените славы: габрусанских страусов показывали по телевизору, о них писали газеты, умные головы философствовали, чем закончится авантюра.

Этих экзотических птиц тогда не было даже в Рижском зоопарке, и чета Габрусанов оказалась первой, у кого ими можно было полюбоваться. А завершилась “авантюра” созданием мини-зоопарка, где обитает и масса других неведомых нам зверушек и пернатых.

Впрочем, почему завершилась? Не все ведь владельцы подобных хозяйств настолько погрязли в финансовых трудностях, что вынуждены избавляться от страусов. По словам Виестура, даже его разношерстное хозяйство не окупает расходов, те же, кто намеревался зарабатывать исключительно на страусах, явно в прогаре. Чтобы вывести молодняк, надо ждать лет 15-20, и, забив старых, вы лишаетесь всего. В крестьянском хозяйстве “Акати” страусиного пополнения еще нет, но через год-два оно может появиться. Пока Виестур не оставляет яйца для высиживания: они поедаются в виде утреннего или вечернего омлета — одного-единственного хватает на всю семью.

Расхаживать по зоопарку в сопровождении хозяина — сплошное удовольствие. Всякий раз узнаешь что-то новое о птицах и зверях, заодно позабавишься свежим анекдотом. Главное — не угодить в расставленные Виестуром ловушки, до которых он великий мастер. Однажды некое печатное издание с полной серьезностью опубликовало, что Габрусан намерен завести… крокодилов.

“Увы, это не для нас, — говорит Виестур. — Привезти-то можно кого угодно, только температура воды в наших прудах даже летом на пару градусов ниже, чем полагается. Требуется террариум, а это уже другая опера и другие затраты. Кстати, чтобы обанкротиться, достаточно самой малости. Скажем, клубника. У меня было целых три гектара, затем осталось соток тридцать, а ныне и вовсе полсотки. С тех трех гектаров в свое время снимал столько, что хватало рассчитаться только со сборщиками ягод, даже не с теми, кто работал на прополке…”

Впрочем, и туризм больших надежд не вселяет, однако Виестур по-прежнему содержит зоопарк. Вот только новых обитателей здесь нет. Последние новоселы — нутрии — завезены больше года назад. Финансовый кризис в стране уменьшил число не только экскурсий, но и обычных посетителей. Когда-то подводила дорога: случалось, что водитель туристического автобуса наотрез отказывался сворачивать с асфальта и экскурсанты звонили Виестуру с извинениями — мол, прости, не доехали. Теперь, когда некоторые асфальтированные латвийские трассы по качеству стали уступать гравийным, все упирается в кошельки. Но нет худа без добра — хозяевам спокойнее. А вот те, кто все же наскребывает денег на поездку в Робежниеки, ничуть об этом не жалеют.

С точки зрения Виестура, находись их хозяйство под Ригой, бизнес процветал бы. Даже страусы не потребовались бы, хватило б коз. Впрочем, об этом чуть позже. На сегодня в зоопарке шесть страусов — четыре дамы и два кавалера. Оказывается, средняя продолжительность жизни этих пернатых близка к человеческой — 80 лет.

— Зачем нужна табличка, запрещающая приближаться к птицам ближе, чем на 2 метра? Тем более что впереди забор…

— Я бы добавил, что это смертельно опасно. Удара ногой можно даже не почувствовать, но прошивает она насквозь. Ну, а дальше — “ящик” и музыка, которую ты уже не слышишь. Разумеется, все там будем: 50-100 лет — лишь крупица мировой истории. И все же лучше поздно, чем рано. Отсюда предупреждение.

— А как вы за ними ухаживаете, кормите? Можно ли предугадать опасность?

— Готовясь к нападению, страус шипит, словно змея. Это значит — уноси ноги.

— Гляжу, альпака разгуливает по площадке в компании нашей обычной черноголовой овцы…

— Правильнее, конечно, содержать животных отдельно, но не хватает места и приходится комбинировать.

— А эти маленькие козочки?..

— О, это мой крупный бизнес! Африканские козочки — предмет всеобщего восхищения, особенно детворы. Протяни сквозь ограду пучок травки, и животное тут как тут, ест прямо с рук. Родители фотографируют, потом отсылают снимки в журналы: мол, ребенок заботится о животных. Радость и для маленьких, и для взрослых. Счастливы дети, счастливы мамы. Гляди, в паре шагах от “африканок” гордо стоит наша белая коза. Менталитет, понимаешь: умрет с голоду, но попрошайничать не станет!

— А в этом новом домике кто живет?

— Гномик, да теперь его нет. Я встаю в четыре утра и вижу: на рассвете этот работяга вооружается лопатой и уходит до позднего вечера. Вот так.

— Что за огромная крыса у вас завелась?

— Умница, хлеб ест как мы — рукой. Однажды занесло меня в московское метро, и, как человек деревенский, заблудился. О, это целый подземный город, в канализационных трубах во весь рост стоишь. А какие там крысы обитают! Мне понравилось. Были величиной с мою собаку, да вот в котомку не уместились. Вот и набрал помельче — пусть растут и размножаются. Отличные крысы: если кормить до отвала, собаку держать не пришлось бы. Зубы коричневые? Так от кофе и сигарет… Что, так и не опознал? Это же нутрии…

— Пекари, помнится, тоже на крысу смахивают. Они живы?

— Несмотря на трудные времена, пекарей не съели. Говорю вполне серьезно: их мясо считается деликатесным. Посмотри, какие у них зубы — быстрее швейной машинки работают! Я никогда не говорю “нет”, если кто-то хочет пообщаться в животными поближе. Предупреждаю только, что пальчиков у тебя десять, а руки только две, и будет жаль, если одну оттяпают. А пальцы — пожалуйста, одним больше, одним меньше… После этого желающих потрогать животных что-то не находится. А если серьезно, то если его не обижают, пекарь не кусается. Они как женщины: делают с тобой что хотят, но попробуй-ка задеть! Хорошо еще, что таких зубов у них нет!

— Все животные имеют над головой крышу, а вот экскурсантам переночевать негде...

— Первый раз посетители мне сказали об этом лет десять назад. Ну, нет у меня денег на гостевой дом! Конечно, можно подключиться к проекту и половину вложений вернуть. А где взять еще столько же? Целиком отдаться туризму не хочу, радости мало. Который год строю домик отдыха… Ничего, когда-нибудь да закончу. Снаружи он выглядит лучше, чем изнутри: там еще перегородки ставить надо, окна и все прочее. Многим в диковинку, что, например, вода с крыши стекает в бетонные вазы и отводится в лес. Поскольку строение деревянное, влаги здесь должно быть как можно меньше. Возможно, когда-нибудь приму здесь туристов, а может, и нет. Будущее покажет.

— Спасибо за краткую экскурсию. Желаю вам урожайного на посетителей лета!

Юрис РОГА
.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Jēkabs, Žaklīna

Партнеры

  • Latvijas Reitingi