Неудавшаяся ярмарка

В памяти старожилов-краславчан еще живы незабываемые воспоминания о настоящих шумных и многолюдных осенних ярмарках.

Даже в советские времена пару-тройку раз в году пользовался популярностью так называемый большой базар в районе больницы — малый на берегу Даугавы просто не в состоянии был принять всех желающих, продавцов и покупателей.

Когда на смену тотальному дефициту продовольственных и промышленных товаров пришла рыночная экономика, грянула затяжная эпоха блошиных рынков — с турецко-китайским ширпотребом, что отражало скромные финансовые возможности основной массы латгальского населения. В рядах барахольщиков очень неуютно чувствовали себя продавцы сельскохозяйственной продукции, а без них не кирмаш — одно название. Ведь и сотни, и тысячи лет назад на ярмарках в больших городах и малых селениях основной ассортимент составляли продукты питания, живой товар, и только затем — изделия ремесленников и прочая мануфактура.

Дикий капитализм нанес свой сокрушительный удар и по базарам в провинции, до минимума сократив продовольственный сектор. Оно и понятно: в полунищей Латгалии борьба за выживание вынудила большинство людей спасать свои семьи ведением натуральных хозяйств или, как минимум, обработкой клочков земли в городской черте и на дачах. Это обстоятельство и объясняет весьма ограниченный спрос на овощи, фрукты, ягоды на двух краславских рынках, за торговыми рядами которых мы видим одни и те же лица, диктующие свои цены, и далеко не самые низкие. Казалось бы, чем больше предложение, тем ниже цены. И реальная возможность поторговаться, что соответствует главному духу настоящего базара или ярмарки. Только где те селяне с излишками картофеля, моркови, капусты, свеклы?

Свежи недавние впечатления от летних торгов в центре города на преображенных улочках Маза Тиргус и Маза Ригас. Думалось: положено начало возрождению былых ярмарок в центре города, и на смену ремесленникам по осени придут земледельцы. Однако чуда не произошло, и жители села дружно проигнорировали публичное приглашение Краславской краевой думы на осеннюю ярмарку. В минувшую субботу многие краславчане собирались запастись на зиму картофелем и капустой, но даже такого обыденного товара в широком ассортименте не было. Пустовал прибрежный базар и улочка Остас, на которых было тесно во время весенней и летней ярмарок.

Почему? Попробуем разобраться в причинах осеннего ярмарочного провала. Во-первых, уж очень укоренился стереотип последнего времени: в малом городе трудно продать товар в больших объемах. Конечно, если просить за кило картофеля 25, а капусты — 30 сантимов, то повезешь свои овощи домой, что и случилось с торговцами-монополистами в минувшую субботу. Будь предложение шире, то и цены сразу опустились бы на пять, а то и десять сантимов, что в итоге устроило бы как покупателей, так и продавцов. Вторая причина — в погожий субботний день ярмарки Микелисов шумели во многих городах и поселках Латвии, чем можно объяснить небольшое представительство в Краславе иногородних коммерсантов. В-третьих, совершенно равнодушно отнеслись к важному мероприятию руководители волостей, входящие в новую краевую думу. Если бы из каждой в Краславу приехали по три продавца, то и ярмарке быть! Надо искать рычаги и стимулы, чтобы возрождать былую славу латгальских ярмарок. Ведь в том и есть главная суть каждого самоуправления — служить людям. А пока народного праздника и веселья от души не получилось: оглядев пустые торговые ряды и в восемь, и в девять часов утра, многие разочарованные покупатели двинули домой. Так что ярмарочная шоу-программа народных талантов из Аулеи, Извалты, Скайсты, Удришей и Краславы прошла при весьма скромном количестве зрителей.

...И все же мне удалось отыскать маленький коммерческий оазис — у стен спортшколы, где пяток продавцов пытались спасти репутацию нашей осенней ярмарки. Здесь я познакомился с самой дальней гостьей — Валентиной из Рокишкского района Литвы. В Латвии она предлагает саженцы плодово-ягодных растений постоянно, а вот в Краславу приехала впервые, и не пожалела. Просто нарасхват уходил сорт малины “Бабье лето”, плодоносящий два раза в сезон, как и другой товар осеннего ассортимента. К полудню довольно улыбался и Дайнис Апсе из Илуксте, чьи саженцы яблонь, груш и слив тоже охотно разбирались краславчанами. Хозяин фирмы “Лиепас” честно признался: помогла соседка по торговому ряду, продававшая яблоки сортов “Коваленковская” и “Ауксис”. Многие, отведав отменных плодов бордового цвета, без раздумий покупали саженцы.

Удачливая продавщица самых сладких яблок оказалась Велтой Генделе, владелицей комбульского крестьянского хозяйства “Апситес”. Наконец-то после долгих поисков она отыскала перспективную нишу. Ее молодой сад занимает 6 гектаров, а это — три тысячи плодовых деревьев! Следующий этап — кооперация, одной не под силу построить хранилище фруктов, без чего нельзя рассчитывать на рентабельность и перспективность садовой отрасли.

Отсутствие конкурентов помогло удачно провести базарный день и аулейскому пчеловоду Петерису Дзалбу. Полторы сотни латов — согласитесь, нормальный барыш.

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Lija, Olīvija

Партнеры

  • Latvijas Reitingi