На вопросы журналиста “Эзерземе” отвечает главврач ООО “Краславская больница” Александр Евтушок.
— Женщина 77 лет, инвалид 2-й группы, доставленная на “неотложке” в приемное отделение больницы прямо из костела, возмущена, что после оказания помощи у нее не было возможности попасть домой. Это “удовольствие” стоит 30 латов, что для пожилого больного человека — непозволительная роскошь. Но ведь в такой ситуации может оказаться любой из нас. Каков выход?
— Бесспорно, для старого больного человека такая сумма неподъемна. К сожалению, ныне действующие правила Кабинета министров предусматривают неадекватно высокую стоимость поездки на машине неотложной помощи или так называемом спецтранспорте — 33 лата, причем независимо от расстояния. Мне тоже звонили краславчане. Есть лежачие больные, которым необходимо показаться врачу, но и с них требовали такую плату, причем в один конец. Хочу напомнить, что Краславская больница больше не располагает спецтранспортом, теперь он подчинен службе неотложной медицинской помощи.
Я поднял этот вопрос на одном из совещаний госсекретарей. Неправильно требовать такие деньги, необоснованно. Речь идет не обо всех больных, а о таких, которые нуждаются в транспортировке. Ответили так: посмотрим, что можно сделать, но только в будущем году, когда внесут какие-либо поправки в правила КМ.
— Почему плата столь высока?
— Один из наиболее частых ответов звучит примерно так: больница, медики, неотложная медицинская помощь транспортные услуги не оказывают. Увы, это так. И все же, по-моему — взимать такие деньги неправильно. У нас не Рига, не Даугавпилс или другой крупный город. Расстояния здесь иные. К тому же, у престарелого человека, больного или инвалида, свободные средства ограничены.
— А сколько надо было платить, когда “скорая” подчинялась больнице?
— В черте нашего города стоимость поездки была 2,50 лата, за его пределами — 2,50 лата плюс километраж (13-14 сантимов за километр). Разница, как видите, существенная. Для пациента такая цена была приемлема. Мы предвидели проблему. В приемном отделении имеются телефоны таксистов, один из них дежурит возле поликлиники — здесь у него стоянка. Если человек поступает к нам либо его привозит “скорая”, однако медицинские показания для госпитализации отсутствуют, то, получив помощь в приемном отделении или поликлинике, он может вызвать такси и заплатить за поездку домой. Это дешевле, чем пользоваться спецтранспортом.
Подумали мы и о больных из глубинки — Свариней, Шкяуне, Берзиней и так далее. Скажем, поступил человек поздно вечером или ночью, ему оказали помощь, но так как домой уехать не на чем, то предлагаем услуги своей гостиницы, расположенной тут же, в больнице.
Фактически это кроватное место стоимостью 3,50 лата в день. Цена вполне нормальная, меньших нет нигде. Правда, абсолютно всем желающим предложить гостиницу мы не в состоянии, так как количество мест ограничено.
— Краславчане больше наслышаны о ситуации в больнице, а вот жители Аглонского и Дагдского края интересуются: неужели из-за нехватки денег ее снова собирались закрыть?
— Один момент действительно возникли проблемы с финансированием. Дело в том, что в сентябре и первой половине октября прошлого года больница не работала, и открылась лишь во второй половине октября. Уже с июля был снижен объем работы и финансирование. Планируя госзаказ на 2010 год, период, когда мы не работали, во внимание не приняли, поэтому и выделили минимальные средства. Деньги закончились фактически к 1 мая. Они были рассчитаны на 450 пациентов в год, за полугодие же через наш стационар прошло более 1000 больных, нуждавшихся в неотложных мерах, отказать в помощи которым мы не имеем права. Когда подняли этот вопрос, выяснилось, что допущена ошибка в расчетах — для нас и еще двух больниц. Благодаря нам, сделали перерасчет и им.
На сегодняшний день ситуация такова: договора подписаны, больница продолжает работать, отпущено дополнительное финансирование, и медучреждение функционирует в том же режиме, что с января по сей день, за исключением июля, когда весь персонал стационара находился в отпуске, и больных “скорая” отвозила в Резекне и Даугавпилс. По статистике, наших пациентов чаще доставляли в Даугавпилсскую больницу.
— Хватит ли денег до конца года?
— Нет, средств недостаточно, и мы уже поставили вопрос на уровне Минздрава, госсекретаря, Расчетного центра здоровья. Деньги выделяются по системе коэффициентов: если их было мало изначально, то и добавка невелика.
Тем не менее, больница оказывает услуги в полном объеме, и у меня нет ни малейшего повода утверждать, что ее закроют. Насчет будущего года ничего неизвестно: госбюджет предполагается урезать на 400 миллионов латов. Как это отзовется на медицинской отрасли и кого коснется, затрудняюсь ответить.
— Многие политики перед выборами обещают увеличить финансирование медицины…
— Они многое обещают. Там поглядим. Я же хочу напомнить еще об одной возможности, которой может воспользоваться население. Стационар работает круглосуточно, оказывает неотложную помощь всем больным, нуждающимся в ней по медицинским показаниям, и проводит госпитализацию — хирургия, травматология, терапия, неврология, тяжелобольным — реанимация. В неотложных случаях делают операции.
В то же время, мы располагаем достаточными средствами для амбулаторного лечения. В полном объеме функционирует дневной стационар, где хронические больные могут получить помощь в течение дня. Жителям села предлагается гостиница — чтобы они могли пользоваться услугами дневного стационара. Именно здесь на амбулаторные средства проводим плановые операции, а затем человек может остаться в больничной гостинице, что для него намного дешевле. Всем малоимущим лечение и ночлег полностью оплачивает государство: им не нужно платить пациентский взнос при поступлении в стационар, в том числе и в дневной. Также для них бесплатно лечение и обследование у специалистов в поликлинике. Никаких ограничений у нас не существует. На амбулаторную помощь средств достаточно, так что при необходимости смело обращайтесь за ней.
— Иногда доход человека небольшой, однако статус неимущего ему все же не положен…
— В такой ситуации можно получить справку, которая дает право на льготное медицинское обслуживание. Если доходы составляют до 120 латов на каждого члена семьи, то такие пациенты полностью освобождаются от уплаты пациентского налога в стационаре и в поликлинике, не платят они и за ночлег. Если же доходы от 120 до 150 латов — то тогда половину платы компенсирует государство, другую половину платит пациент сам. Не знаю, как у других, но в нашем крае такие справки выдает социальная служба волости в установленном государством порядке. Остальным надлежит интересоваться у администрации своего края. Насколько мне известно, проблем пока не было. При наличии так называемой “розовой книжки”, оплату пациентского взноса производит Больничная касса Краславской краевой думы.
— Спасибо за ответы!
Юрис РОГА.