Если краславчане озабочены приближением отопительного сезона и состоянием городских улиц, то сельчане полагают, что для руководителей объединенных управ, как говорится, своя рубашка ближе и к соседям они относятся не так, как к своим.
Обо всем этом наше интервью с председателем Краславской краевой думы Гунаром Упениеком.
— Как предприятие самоуправления подготовилось к отопительному сезону? Все ли проверено, закуплено ли топливо, решены ли прочие проблемы, и, главное — почем будет тепло грядущей осенью и зимой?
— К очередному сезону предприятие подготовилось, проверено оборудование, котлы. На данный момент Дом культуры имеет автономное отопление, однако еще в этом году хотим подключить его к центральной системе. Если не будет проблем с конкурсом, никто не оспорит его результаты, и ремонт улицы Ригас начнем этой осенью, то вполне успеем присоединить ДК к общегородской системе отопления.
— А не повторятся ли на котельной прошлогодние события — когда в самый неподходящий момент дала течь прокладка?
— Котлы, подобные краславским, в нашей стране редкость. В других малых городах стоят водяные, у нас же — паровые, в связи с турбогенератором. Конечно же, фирмы-изготовители дали гарантию, но если что-то случается, приходится ждать, пока ее реализуют. Чтобы застраховаться от неожиданностей, кое-что делаем сами. Проблема и в том, что возле котельной мало земли. Щепу подает только один транспортер, а ведь с техникой всякое случается — даже космические корабли падают.
Котельная больницы, которую при необходимости можно задействовать в общегородской системе, способна обеспечить город горячей водой — в этом мы убедились в 2006-м. Не дай Бог, случится что-то посерьезнее, мы, конечно, подключим эту котельную, чтобы не заморозить систему, однако пострадают все, поскольку должной температуры в квартирах обеспечить не сможем.
Жилые дома в городе не утеплены, они рассчитаны на минус 27-28 градусов, и если сильные морозы стоят неделю и больше, то возникают проблемы. Сколько бы тепла ни подавали, при длительных минусовых температурах стены все равно промерзают.
Аналогичные неудобства создает и длительный зимний ветер. Поэтому решено кое-что поправить в основной школе, где в ветреную погоду тепло не держится. Заменим отопительные батареи, произведем промывку. Школа имеет свою котельную, однако разрабатывается проект, чтобы со временем подключить ее к общей системе.
С топливом проблем не должно быть: договора заключены, график составлен. Если упрощенно, то схема выглядит следующим образом: определенное количество щепы своевременно завозят на склад, оставшийся объем поставляют в течение отопительного сезона согласно утвержденному графику. За топливо мы должны платить без проволочек, в противном случае предприниматель отправит груз в порт либо продаст еще кому-нибудь.
За отопление жители будут рассчитываться по тарифу, утвержденному регулятором в 2007 году и вступившему в силу, начиная с отопительного сезона 2008/2009 года. В минувшем сезоне население платило меньше утвержденного регулятором тарифа, так как в связи с более низкой ценой на топливо председатель думы издал распоряжение сократить плату (но не тариф) на 13%. Однако нынче топливо подорожало на 17-20%, что исключает возможность снизить платеж.
— Почему улица Ригас ремонтируется небольшими участками? Вначале привели в порядок отрезок у Флорупите, теперь идут работы между улицами Дикю и Ратужас (проект LATLIT TRAFFIC). Возможно, не помешало бы взять кредит, чтобы сделать все от начала до конца? А когда приметесь за противоположное направление — в сторону Августовки?
— Работаю в думе недавно, всего два с половиной года. Многие удивляются: так мало? То, что за это время сделано и что собираемся сделать — тема отдельного разговора. Скажу лишь одно: мы приложили все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы получить деньги на транзитную улицу. Увы, средства на полный ремонт — от начала до конца — пока недоступны. Кредитные обязательства — дело серьезное. Конечно, мы взяли бы ссуду, если б не были обременены старыми долгами, прежними кредитами, которые следует возвращать. В конце концов, если б не было кризиса.
Кстати, в годы кризиса мы сумели реализовать более дорогостоящие проекты, нежели в так называемые “жирные” времена. Сегодня выполняем работы исключительно за счет софинансирования. Если все представленные нами проекты утвердят, то допустимый лимит долевого участия будет исчерпан. Кое-какие мелкие ремонты ведем за собственные деньги, но в большинстве случаев свободные средства уходят на софинансирование.
Проценты весьма выгодные. Так, доля самоуправления в проекте реконструкции центральной городской площади составила 10-11%. Многие задают вопрос: к чему нам такая дорогая площадь, может, обошлись бы более дешевой? Отвечу так: при столь скромной доле финансирования грех не пойти ва-банк и не сделать все как следует.
Что касается дорог, то у нас есть несколько проектов. Если бы расчеты в те времена, когда шел конкурс на ремонт участка улицы Ригас с протокой через Флорупите, были более точными, несомненно, отремонтировали бы больший отрезок улицы. Есть, однако, еще одна проблема: программы разные, открываются в разное время, и здесь мы ничего не можем сделать. Чтобы привести в порядок участок между улицами Лачплеша и Миесниеку, требуется 150 тысяч латов. Сложность состоит в том, что здесь заложено множество электро- и телекоммуникаций (ими напичкана практически вся улица Ригас, но этот участок особенно). Поэтому та или иная служба там постоянно что-то копает и переделывает. Так что оставить этот отрезок без изменений — отнюдь не наша прихоть. Представим документацию в какую-либо другую трансграничную программу. Если получим деньги, то объявим конкурс и приступим к ремонту. Ну, а коль не выйдет, то в будущем году примем участие в программе транзитных улиц либо выровняем участок, залив новый слой асфальта.
Теперь об улице Августа. Все депутаты отдают себе отчет в том, что этот вопрос — приоритетный. Люди там натерпелись, и я приношу им извинения за проволочку. Документация была представлена в программу транзитных улиц, и, спасибо министру сообщения, деньги дали. Если про- цедура пойдет нормально, не будет осложнений с конкурсом, то в ближайшее время сможем начать ремонт улицы от думы до обзорной площадки на горе. Хотим приступить как можно быстрее, чтобы одновременно проложить теплотрассу к Дому культуры. Другим придется какое-то время потерпеть отсутствие асфальта. Реконструкция улицы Августа — проект крупный и серьезный, посмотрим, что будет с деньгами.
Что касается отрезка центральной улицы между Дикю и Ратужас, то фирма должна завершить его к 15 октября. Однако не исключено, что работы примерно на неделю затянутся. Обнаружилось, что коммуникации уложены, как попало: вдруг на 30-сантиметровой глубине откапывают провод, которого там быть не должно либо его следовало зарыть на 70 сантиметров. Все это, конечно, тормозит работу.
— Читатели недоумевают, почему участки улицы Ригас, где шел ремонт, выглядят весьма уродливо: местами оставлена зеленая зона шириной в несколько десятков сантиметров, местами ее вовсе нет, то же с тротуарами. Словом, общая картина не радует глаз.
— Согласен, все это надо уладить. Думаю, на улице Августа подобного не случится. К тому же пешеходы получат с одной стороны брусчатку, с другой асфальт, которым можно будет пользоваться и как велодорожкой.
Что касается участка улицы Ригас от автостанции до больницы, то, как я уже говорил, в будущем мы намерены стартовать с этим проектом в программах транзитных магистралей. Если получится, проложим тротуары до улицы Виенибас (так называемой Кривой Версты). Нуждается в них и сама улица Виенибас. Сумеем достать деньги — все у нас будет. Не забудем и о малых улицах.
— Почему некоторым жителям Калниешской волости кажется, что по отношению к скайстским они обделены? Это касается образования, культуры и прочих сфер. Неужто на самом деле в развитие структуры Скайстской волости вкладываются большие суммы, нежели в Калниешскую?
— Не хочется даже комментировать такое, уж очень напоминает раскачивание “предвыборной” лодки. Я встречаюсь с жителями Калниешской волости, лично мне никто не жаловался. Однако все это можно проверить, заглянув в бюджет. Когда создавались объединенные управы, мы твердо договорились, что волости друг друга не обидят и “чужие” деньги не тронут. Я не исключаю ситуацию, когда средства необходимо краткосрочно перебросить из одного бюджета в другой. Но это исключительный случай, и средства непременно возвращаются. Отобрать же у одних и передать другим — такое невозможно. Вот если бы в Калниешах закрыли школу, а в Скайсте оставили, тут, несомненно, упреки были бы уместны. Но ведь учебные заведения работают и там, и там, так же, как народные дома, библиотеки. Деньги между волостями делили, отталкиваясь от бюджетов предыдущих лет. Разумеется, одним досталось больше, другим меньше. В рамках бюджета каждый и живет.
Например, в Скайсте хуже поселковые дороги, поэтому как раз в них сейчас и вкладываются деньги. В Калниешах дороги лучше. Правда, по неизвестным мне причинам в центре остался незаасфальтированный участок протяженностью в несколько десятков метров, который надо бы привести в порядок. Деньги имеются, однако решение за жителями волости: возможно, для них важнее какая-то другая дорога. К сожалению, мы не вправе вкладывать средства в обустройство автостоянки возле Индрицкого костела — это чужое имущество. Вместе с тем, полагаю, что у храма большие перспективы, и туристы этот объект еще по достоинству не оценили. Однако требуется сервис.
Также в Пиедруе, Извалте, Робежниеках есть дороги, которые ждут обновления. Пришли к соглашению, что в этом направлении будем работать во всех волостях. Между тем, вопрос непростой. Проблема заключается в софинансировании: Госкасса просто так денег не дает, только в том случае, если положение действительно катастрофическое.
Читаю газеты и от души поздравляю соседей-дагдчан, сумевших вложить в ряд важных проектов полмиллиона — в народные дома, создание музеев. Однако в каждом крае свои приоритеты, у нас на данный момент это дороги. Существуют позиции, представляющие исключительную важность: например, хозяйство, производящее молоко, кровно заинтересовано в том, чтобы к его ферме мог подъехать молоковоз и забрать продукцию. Мы готовы говорить с крестьянами и помочь им. Однако не всегда имеем такую возможность.
Что касается управ как таковых, то, формируя их, договаривались: пусть год поработают, а потом посмотрим, что лучше — создавать отделения по примеру Краславской и Каплавской волостей либо остановится на объединенных управах? Поскольку схема введена с 1 января, делать выводы считаю преждевременным.
Возвращаясь в Калниешам, даю честное слово: мы никогда не давали указаний управляющим решать свои проблемы за счет соседей.
— Следовательно, подобные упреки чисто психологические? А контролирует ли кто-либо из депутатов трату денег в управах?
— На первый вопрос отвечу так: не исключено, что это на самом деле психологический момент. Скажем, в Робежниеках меня упрекают, что Эрике Габрусане теперь приходится разрываться на три волости, поэтому чисто объективно она не в состоянии уделять все внимание жителям своей.
Насчет контроля. Депутатам вполне по силам сделать это. Я рад, что в краевой думе представлены жители не только города, но и волостей. При подобном составе даже представить не могу, чтобы кто-то что-то провернул “втемную”. К тому же планируем выездные заседания, на которых смогут присутствовать жители волостей. Организуем встречи с сельчанами, чтобы обсудить все вопросы — без оглядки на политику.
Кстати, в настоящее время работаем над одним крупным проектом. Не стану раньше времени хвастаться, но если все получится, 30 сентября лично позвоню в “Эзерземе” и доложу о результатах. — Ловлю на слове и спасибо за интервью!
Юрис РОГА.