На административной территории бывшего Краславского района есть немало гостевых домов с любопытной историей и своей “изюминкой”.
Казалось бы, трудные годы неопределенности позади и теперь только вперед — к расцвету. Ан нет — грянувший кризис внес свои коррективы.
О деятельности крестьянского хозяйства “Тинеи” из Дагдской волости, его опыте “Эзерземе” писала неоднократно. И всякий раз у журналистов находился серьезный повод, чтобы снова заглянуть к добрым людям Петерису и Мелании Филипенкам, которые никогда не пасовали перед трудностями, а искали выход и, пусть мелкими шажками, но шли вперед. В этот раз Петерис позвонил в редакцию, чтобы поведать нам о двух павших немецких солдатах и показать вероятное место их захоронения: когда комитет по Братским кладбищам снова приступит к работе в наших краях, то будет иметь хоть какую-то зацепку для поиска захоронений жертв Второй мировой войны.
Разумеется, я не мог не поинтересоваться у Петериса, как идут дела в области туризма. Еще не так давно интерес путешественников к краю голубых озер стремительно рос, и редкий тогда сомневался в перспективности туризма. По итогам республиканского конкурса “Сеятель” крестьянское хозяйство “Тинеи” было признано лучшим в номинации “Экотуризм”, за что удостоилось диплома Министерства земледелия и Министерства среды, а также денежной премии. Для признания хватило малости: старую клеть перестроили в летний домик, оборудовали кроватные места в мансарде и пристройке к дому. Важную роль, конечно же, сыграл этот дивный уголок природы с живописным озером Гальшуна поблизости, ну и, конечно же, собственные труды.
Хотя на первых порах Петерис не очень верил в перспективность туризма, на достигнутом он не остановился, не стал наблюдать за тем, как другие строят новые и расширяют старые базы отдыха. Вырыли местный “водоем”, с которым Филипенки и стартовали в районном конкурсе “Искусственный пруд — украшение сельской усадьбы”. Прошлым летом поставили новый домик отдыха, нынче в нем уже можно жить. Есть мысль выкопать еще один пруд — теперь возле новостройки. Однако оптимизм хозяина несколько поиссяк.
Если в прежние годы пик туристического сезона приходился на июль-август, когда в эти края наезжали отдыхающие из Риги, Лиепаи, Вентспилса, Даугавпилса, Цесиса и других уголков Латвии, то уходящий сезон был одним из худших. С ноткой огорчения Петерис рассказывает: “На Янов день и Лиго нынче к нам не приехал ни один турист! То ли дело раньше — все места были заняты, включая палаточные. Теперь под крышей свободно можем расселить группу из 13 человек, ну, а если потесниться — еще столько же. Только где они, отдыхающие? Если кто-то и наведывается, то всего лишь на один день”.
Что и говорить: экономический кризис свое черное дело сделал. Люди теперь экономят на отдыхе, их не привлекают ни царство тишины и покоя, ни утопающая в цветах усадьба, ни старинная “черная” банька, ни рыбалка на берегу реки или озера. Что до пруда, то дохода хозяевам он не приносит, тем более что карпы суровую зиму не пережили, а карась интересует немногих.
Общее падение жизненного уровня негативно сказалось и на латгальском туризме. Экономя на дорожных расходах, люди на автомашинах пытаются устроиться на отдых как можно ближе к дому. И все же то, что предлагают хозяева усадьбы “Тинеи” — баня, палаточные места, банкетный зал, дом выходного дня — безусловно, дешевле, чем блага в непосредственной близости от крупных городов. К тому же каждому гостю здесь искренне рады, стараются окружить вниманием и душевным теплом.
С ростом экономики туристы непременно вернутся. И кто знает — не придется ли строить новый домик!
Юрис РОГА.