Под горой, где стоит Людвиковский костел, неподалеку от озера Ижунас в лощине, расположенной на угодьях Аркадия Маргевича, констатирован вопиющий факт — замор рыбы в большом количестве. Ложбину и водоем соединяет мелкая отводная канава, по ней рыба и мигрирует.
А когда уровень воды упал, в озеро она вернуться больше не смогла и, с полным высыханием низины, погибла. На место происшествия прибыли инспекторы Краславского филиала Южно-Латгальского управления Продовольственно-ветеринарной службы, составили протокол о заморе рыбы, причем в трех экземплярах: один — хозяину, другой — для филиала, третий — для центрального аппарата в Риге. Принимать решение надлежит вышестоящей инстанции.
А вызвал инспекторов Оскар Лубан, наследник владелицы соседнего участка Марии Лубане. Перед этим он все сфотографировал. Инспекторы прибыли на второй день утром, однако почти вся дохлая рыба из лощины словно испарилась, только и набрали, что небольшой пластиковый кулек. Впрочем, замести следы трагедии все же не удалось: сохранились отпечатки очертания рыбы и сделанные днем раньше фотоснимки.
Излагая журналисту и остальным свою точку зрения на случившееся, А. Маргевич был не очень убедительным, львиную долю упреков он адресовал соседке. Мария Лубане оказалась менее воинственной: “Не годится людей тревожить, бензин жечь, надо самим искать компромисс — чтобы рыба не заплывала из озера в лощину”.
Мария и Оскар рассказали, что предлагали соседу засыпать канаву, однако он отказался. Более того, А. Маргевич намерен поступить с точностью до наоборот: мол, если углубить канаву, рыба сможет уйти. Это и вовсе расстроило окружающих, с их точки зрения, подобные действия поставят под угрозу местную экосистему и могут привести к обмелению озера. К тому же, вода из ложбины пойдет дальше и, не исключено, подтопит лес соседей Маргевича.
М. Лубане: “Низина пересыхает каждый год. Пока мы не поссорились, все молчали в тряпочку: рыбу хозяева просто скармливали курам…”
Ссора же, похоже, вышла из-за того, что госпожа Лубане не имеет доступа к своему строящемуся дому, и по этой причине работы затянулись. Подъезда здесь нет, единственное реальное решение — засыпать канаву и проложить дорогу вдоль озерного берега по земле соседа. Чему он рьяно противится. По словам Марии, она даже купила и положила в канаву трубу, но засыпать не успела. За ночь труба испарилась так же таинственно, как дохлая рыба. Стройматериалы к дому подвозили на лодке.
Вся эта история наглядно показывает: отсутствие согласия между соседями приводит к тому, что обычная распря переходит все границы здравого смысла.
Юрис РОГА.