3. Шесть горячих денечков

Стараясь быть предельно лаконичным, свой отчет о гостевом визите на Полтавщину и в Киев задумал в формате зарисовок.

Заключительная часть — кульминационная, ради чего я, в общем-то, и пустился в дальний путь. Скажу честно: далеко не всем украинским семьям по карману подарить молодоженам столь роскошную свадьбу, на которой мне посчастливилось погулять. И поработать — в удовольствие.

Алексей и Марина

Мой племянник, тезка Алексей, многие качества характера унаследовал от родителей. В напористости и целеустремленности явно копирует Тетерятникова- старшего. По совету отца он окончил Национальный транспортный университетет, только выбрал факультет экономики. Владимир, размышляя о перспективе, сейчас считает, что сыну важнее бы иметь диплом с профилем строительства дорог, без чего трудно претендовать на должность руководителя фирмы. Но, как говорится, век живи — век учись, было бы желание, а возраст за тридцать — почти молодой.

Когда Алексей окончил вуз, отец вел вынужденную борьбу за выживание свое-го полуживого производства. Не послушав родительского совета, да и в погоне за достойным заработком — молодым хочется всего и сразу — сын отправился с друзьями в Англию. Там прошел хорошую школу выживания, самостоятельности и познал истинную цену фунта стерлингов. Брался за любую должность — начинал официантом, работал охранником, был строителем. Как и все его сверстники, Алексей копил деньги. Постепенно пришел к мысли, что в гостях хорошо, а дома лучше. Тем более что его в Лубнах ждала просторная трехкомнатная квартира, из которой родители переехали в собственный коттедж.

Возвратившись с капиталом, Алексей купил новую машину “Mitsubishi”, а на остальные деньги приобрел акции в отцовской дорожно-строительной фирме, в которой получил должность инженера производственного отдела. С приличным заработком, даже по западным меркам.

Когда я полушутя спросил Владимира, почему Алексей не заместитель директора, тот очень даже серьезно ответил: “Пусть на деле докажет свою профессиональную конкурентоспособность”.

Не знаю, с намерением или нет, но и сестра Алексея Ирина окончила факультет банковского профиля Национального университета народного хозяйства, получив место экономиста в фирме заботливого папаши. Марина, суженая Алексея, в этом году окончила тот же вуз, где училась Ирина, и, думаю, по поводу ее трудоустройства не стоит беспокоиться.

Черты же семейного дорожно-строительного бизнеса просматриваются все отчетливее. А что в этом плохого?!

Свадьба — день первый

В ту долгожданную субботу температура била очередной рекорд: в тени 40, на солнце 56. Утешало одно: свадебное торжество на 120 гостей ожидалось в просторном круглом дискотечном зале “НЛО” с самыми мощными в городе кондиционерами. Прохладно было и во Дворце бракосочетаний, где в тот день получили напутствия в самостоятельную жизнь тридцать пар! Сокращенная программа ничуть не снизила торжественности акта рождения новой семьи, а бело-красные рушники подчеркивали национальный колорит обряда. Далее свадебный эскорт, возглавляемый арендованными черными “Мерседесами”, са- мыми крутыми в городе, проследовал по обычному маршруту молодоженов — к трем мостам. В пути — зеленые остановки с угощением всей молодежной свиты, на что ушло почти три часа.

Стеклянный зал встретил разморенных гостей живительной прохладой. Дальше — все по протоколу, с многократными возгласами “Горько!” Церемония катилась как по маслу, без единой заминки. Поздравления, тосты, музыка, первый вальс. И самый востребованный напиток — холодный “Боржоми”. Столы ломились от яств, и только в первый день я насчитал шесть горячих блюд. Особо запомнилась утка, запеченная в яблоках...

Пили в основном армянский коньяк и марочные вина, но официанты моментально выполняли любое желание гостей. Для меня мигом нашлась запотевшая бутылка водки “Казацька рада”. Нет, не разучились украинцы готовить горилку по старинным рецептам!

Незаметно свадебное веселье переросло в вечернее шоу, в котором приняли участие лучшие самодеятельные коллективы города. Народные, эстрадные и, конечно же, не обошлось без восточных танцев. Семь часов развеселого застолья пролетели словно сказочный миг.

Меня, что называется, разрывали на части — в зале было много старых знакомых, с которыми я завязал дружеские отношения в предыдущие визиты. Бизнесмен Степаныч велел официантам организовать второе место для Вариного брата — рядом с собой, и несколько раз меня отлавливал, прерывая фотосъемку и веселье. Второпях я рассказывал о евросоюзовских новостях, и не только... Постоянно кто-то из молодежи просил подержать в руках мой новенький “Nikon”.

Разгар веселья

В воскресенье утром Володя и Варя в таинственном ожидании облачились в народные одежды. Все вскоре прояснилось: калитка отворилась, и во дворе появились виновники торжества. Оба в рубахах-вышиванках, Алексей в широченных красных шароварах, заправленных в “чобаты с бугая”, которые не боятся ничего (так пел свадебный музыкант). Молодуха, вручая свекру и свекрови пшеничный каравай, распевно говорила: “Визьмить хлибину и меня в вашу родину за ридну детину”.

Поцелуи, слезы радости и умиления, а потом уже две четы Тетерятниковых и мы, гости, отправились на продолжение веселья в “Неопознанный летающий объект”. У входа ряженые — цыгане, моряки украинского флота, милиционер, пограничники. Хочешь попасть в прохладный зал — пей чарку горилки или бокал вина. Тут же работали ветеринар и врачиха, выдавая свадебные рецепты. Отказываться и не пытайся — самому хуже.

Тем, кто благополучно миновал веселую таможню и усаживался за стол, сразу подавали... горячий суп. Помню, как три года назад на Ириной свадьбе нас, гостей, потчевали по утру солянкой с пылу, с жару. Алексей и Марина угощали шурпой — острым супчиком из свежего барашка. Порции — большие, но некоторые “пострадавшие накануне” просили даже добавки.

По украинскому обычаю, на второй день молодые превращаются в хлебосольных хозяев, а их место занимают родители, которым тоже постоянно кричат “Горько!” Для общего веселья молодуха, все время ссылаясь на собственную неопытность, подсовывает родителям то обглоданные мослы, то сырые овощи. Деревенский музыкант по имени Руслан выдает озорные народные песни, которые подхватывают гости. Пение плавно перерастает во всеобщий пляс — до упада.

Все ждут главного козыря. Здесь я должен сделать свадебную сноску. Сути многовековой традиции я так и не понял, только принято на второй день веселья выкачать родителей молодых... в грязи. Лучше всего подходит болото или заросший пруд. Знаю, что новоявленные тесть и теща, свекор со свекровью провели предварительную обработку самых ненадежных гостей, чтобы заменить грязь на чистую воду. До последнего Варя волновалась, что одна пара приглашенных, не согласная на компромисс, может повернуть обряд в старинное русло.

Все обошлось: подъехала подвода, на которую дружно усадили покорных родителей. Сначала угостили вином — потом с музыкой и гиканьем повезли по городскому парку. Из-под кустов, словно из-под земли, вырастали хлопцы с ведрами, окатывая ездоков. Шарахалась испуганная лошадь, закрывал грудью инструмент баянист. Когда не хватало воды, до нитки промокших родителей поливали шампанским. И угощали всех зевак, которые держались за животики.

Веселье переместилось в зал, где переодетые родители вновь заняли самое почетное место. Только недолго музыка играла... Полуденное солнце сквозь стеклянный купол победило кондиционеры, и в один момент Алексей и Марина под всеобщие аплодисменты произнесли спасительную фразу: “Свадьба уезжает на речку!” Мигом все то, что хранилось в холодильниках и было на столах, переместилось в багажники автомашин. Заскочив домой, чтобы сменить липкую от шампанского рубаху, я неосмотрительно оставил фотоаппарат. А так бы веселую фотоколлекцию дополнили кадры, как из воды торчат головы и руки с бокалами. Что и говорить, умеют украинцы хорошо выпить, но при отменных закусках никто никогда не пьянеет. Это я замечал и на охотничьих привалах, и у рыбацкого костра, и на двух свадьбах у моих замечательных племянников.

Возвратившись досрочно домой, я вдруг подумал, что мне выпал жребий жить в благословенной стране. Где нет вулканов, губительных засух, не бывает потопов, страшных лесных пожаров и землетрясений. А затянувшиеся постсоветские беды и в Латвии, и в Украине — от излишней национальной озабоченности и тщетного поиска врагов и виноватых. Там уже начинают осознавать, что лучшее средство от кризиса, инфляции и девальвации — в согласии общества, во взаимовыгодных отношениях с соседними Россией и Белоруссией. Может, и до нас дойдет?

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Asna, Asne, Zaiga

Партнеры

  • Latvijas Reitingi