2. Шесть горячих денечков

В каждой украинской поездке я обрастал новыми знакомыми, с которыми общался за накрытым столом, на охотничьем привале, на берегу рыбной реки Сулы.

В этот раз нестерпимый зной напрочь отбил охоту к новым приключениям, однако журналистское любопытство все же помогло собрать блок зарисовок о деловых людях Полтавщины.

Настоящий бизнесмен

Отчетливо помню веселую студенческую свадьбу в Киеве. Давно это было, когда краславскую девушку Варю взял в жены хлопец с Полтавщины Владимир Тетерятников. Инженер-дорожник и дипломированный специалист легкой промышленности своим местом жизни избрали город Лубны, где достаточно быстро получили трехкомнатную квартиру. Все шло как у людей: двое детей, любимая работа. Но грянули новые времена — с хаосом вместо перестройки.

Варина швейная фабрика постепенно захлебнулась в штормовом море рыночной экономики, и сестре пришлось переквалифицироваться в “королеву бензоколонки”, дабы не остаться без пенсии. Чего она и добилась в возрасте 55. Однако продолжает трудиться — исключительно для ощущения собственной востребованности и полноты жизни.

Ее суженый, упрямый как танк, настоящий патриот Украины, сдаваться не собирался и до последнего вел борьбу за спасение своего погибающего дорожно-строительного управления. Когда фирма, изрядно потрепанная “прихватизацией”, уже пускала пузыри, акционеры избрали толкового инженера своим руководителем, и Владимир Тетерятников, без малейшего преувеличения, совершил экономическое чудо. То, что он мне рассказывал сейчас, казалось невероятным.

Если в предыдущие мои приезды Владимир не без гордости говорил, что закупает дорожно-строительную технику, бывшую в эксплуатации в Германии, то теперь совершенно спокойно называл баснословные цены на новейшие механизмы с немецкой и японской маркой, которые окупаются за один сезон. Получив госзаказ, ООО “Лубненское ДРСУ-9” недавно приобрело экскаватор, бульдозер и автогрейдер стоимостью 220-300 тысяч долларов каждый. Плотный график свадебных приготовлений не позволил нам съездить на строительство шоссе, но два новых асфальтобетонных завода руководитель с десятилетним стажем мне показал. Нахваливал не только импортное оборудование, но и продукцию Кременчугского завода дорожных машин с компьютерным обеспечением.

В последнее время акционерное общество, как я заметил, трансформировалось в общество с ограниченной ответственностью. Достигнуты главные цели — мобильность управления и упрощение бухгалтерского учета, плюс некоторые налоговые выгоды. Мой родственник так и сыпал цифрами с шестью-семью нулями, но приведу лишь пару. Попав в госпроект подготовки чемпионата Европы по футболу 2012 года, дорожно-строительная фирма в прошлом году сдала в эксплуатацию пятнадцатикилометровый отрезок четырехполосного шоссе Киев-Харьков стоимостью 30 миллионов долларов! Одно из крупнейших предприятий города Лубны постоянно обеспечивает 150-170 рабочих мест, а квалифицированные дорожные рабочие получают ежемесячно 550-600 долларов, что считается приличным заработком. В настоящее время фирма реализует пятнадцатимиллионный проект. На днях приезжали представители министерства сообщения, хвалили ди- ректора за темпы и качество, но своевременного расчета по договорам не обещали, чем сильно огорчили моего родственника: “Все время стрессовая ситуация — на грани банкротства. Только на оборотные средства вынужден брать ежегодный миллионный кредит в коммерческом банке, под 12 процентов годовых. Ты спрашиваешь про кризис? Да, в течение двух лет проблем прибавилось, но мою фирму Бог миловал. Наше кредо — вкалывать, а не ждать с моря погоды”.

Невольно вспомнил современный тезис о том, что кризис — это новые возможности, которые по полной программе использовал Тетерятников-старший (о младшем рассказ впереди). Темп жизни моего предприимчивого родственника я в полной мере ощутил за четыре гостевых дня в Лубнах. Подъем в пять утра. Закончив полив огорода, виноградника и зеленых газонов, в семь Владимир исчезал на шикарном немецком джипе. На часок по-являлся в обеденное время — перекусить и искупаться в собственном крытом бассейне. Вечером успевал лишь к позднему ужину и тогда, когда просторный дом был полон свадебных гостей. Постоянно возле уха мобильник, который он оставил в покое лишь на свадьбе.

Конечно же, бывают и отпуска — для семейных загранпоездок и посещения лучших европейских горнолыжных баз. Теперь это можно себе позволить: дети получили высшее образование, при хорошей работе в отцовской фирме, а Ирина подарила новоявленным дедушке и бабушке внучка Мишутку, в котором Варвара и Владимир души не чают.

Народная предприимчивость

Совершенно не претендуя на абсолютную истину, рискну изложить собственную точку зрения. Многолетние наблюдения дают право заключить, что в постсоветской судьбе украинского и латвийского народов много общего. Жажда свободы, упрямое нежелание быть младшим братом и единство в достижении государственной независимости. Завоевать “незалежность” оказалось проще, нежели научиться жить в непростых условиях демократии. Разбогател не тот, кто много работал, а те, кто оказались ближе к дележу общественной собственности. Растущая пропасть между очень богатыми и обнищавшими очевидна! Те же болезни, воспаленные кризисом: лопнувший пузырь заоблачных цен на недвижимость, неподъемные кредиты, неукротимая безработица. Правда, в азарте разрыва связей с Москвой Украина не спешила полностью разрушать традиционные отрасли промышленности, чем, на мой взгляд, выгодно отличается от сегодняшней Латвии. Схожее отношение и к властям: “Сами навыбирали на свою голову, лишь бы народу жить не мешали”. Приблизительно такие слова мне приходилось слышать постоянно из многих уст. В борьбе за выживание наиболее предприимчивые широко используют новую возможность самозанятости.

Когда-то, работая в республиканской газете, я делал очерк о соседях Тетерятниковых с улицы Луговой. Развал Союза острым ножом прошелся по судьбе Медведевых. В начале девяностых, оказавшись не у дел, Ольга и Анатолий приняли отчаянное решение: продали за бесценок хорошую квартиру в Риге и начали с нуля новую жизнь в Лубнах. Ольга, экономист с высшим образованием, нашла применение своим знаниям в зарождающемся малом бизнесе. Торговое место на рынке, регулярные челночные поездки в Одессу... И дело стало прибыльным. А Анатолий, мастер на все руки, принялся за строительство дома. Через пять лет справили новоселье.

Сейчас Медведевы на жизнь не в обиде. У них два арендуемых контейнера на рынке. Специализация — женская одежда все из той же Одессы. Товары с турецкой и украинской маркой. Ольга рассказывала: “Выбираю только те модели, которые стала бы носить сама. Продаю в день 5-6 изделий, и для безбедной жизни этого достаточно. Фиксированные платежи — 10 евро в месяц, плюс 44 — за аренду торговых мест. Других поборов пока нет”.

По ее словам, Медведевы кризиса не ощутили. Народу на рынке стало меньше, но ее товар покупатели находят.

Студенческий приработок

К встрече свадебных гостей Тетерятниковы готовились особо. На пороге коттеджа я застал рабочих, закончивших косметический ремонт. А поутру познакомился с симпатичным парнем-студентом Виталием, которого моя сестра пригласила помочь в наведении окончательного порядка в большом доме. И тот вертелся как белка в колесе. Мыл окна, доводил до блеска плиточный пол в просторном дворе, переставлял дождевальные установки на зеленых газонах. Варя очень переживала, что студент отказывается от обеда, предпочитая свои бутерброды. Зато дольки холодного арбуза принимал с удовольствием.

Разговорились. Виталий Шпак окончил первый курс Полтавского национального педагогического института имени В. Короленко. Учеба платная — 700 евро в год, так что без помощи родителей не обходится. Мать работает швеей, отец — механиком. Брат тоже студент, недавно перенес операцию глаза. Теперь вот оба подрабатывают на карманные расходы. Предлагают свой труд за евро в час и трудятся на совесть. Сестра говорила, что найти таких старательных и добросовестных помощников — редкая удача.

Сверкающий коттедж без труда вместил десятка полтора свадебных гостей. На столе, в запотевших бутылках, постоянно стояло холодное пиво с датской и немецкой марками, но изготовленное в Украине. Дамы лакомились спелым виноградом, растущим прямо под окном.

Татьяна из Даугавпилса

В разгар свадебного веселья вездесущая ведущая с помпой представила гостя из Латвии. Действительно, мир тесен, и через несколько минут я имел счастье познакомиться почти с землячкой — Татьяной из Даугавпилса. Договорились о коротком интервью буквально на следующий день.

Татьяна Шумская, закончив транспортный колледж, поступила в институт на факультет экономики. Испытывала финансовые затруднения, поэтому шесть лет назад подалась на заработки в Англию. Работала на ферме под Кембриджем, где и встретила свою судьбу — Сергея с Полтавщины. Суженый оказался другом Алексея Тетерятникова, тоже проходившего азы рыночной экономики в туманном Альбионе. Английскую свадьбу Татьяны и Сергея гуляли в узком кругу — была цель поважнее. Три года молодая семья жила в съемном доме, копила деньги и недавно купила трехкомнатную квартиру.

Вторая радость — замечательный сынишка Виктор.

Наконец, третья: Татьяна учится на анестезиолога в английском университете и работает помощницей медсестры, для чего закончила курсы. Кстати, ее супруг — тоже дипломированный медработник.

Наблюдая за событиями в Латвии и Украине, молодая чета Ивасечко не исключает, что Великобритания навсегда станет их второй родиной. Подобное откровение я воспринял с грустью...

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Asna, Asne, Zaiga

Партнеры

  • Latvijas Reitingi