Когда на душе светло

Весенний день год кормит, и летний тоже — если крестьянин делает ставку на животноводство. По пути к успешным хозяевам Пабиным, редакционное “рено” на удачу притормозило у строящегося коттеджа Мизанов, где мы уже не раз гостили.

Сам глава семейства, Андрис, против нежданного гостя в принципе не возражал, но объяснил причину предельной занятости: второй день работает с землемером, который с минуты на минуту прибудет в крестьянское хозяйство “Jaunkalni”. Так оно и случилось, и в отчаянии я спросил: “А где сейчас Гунта?” “На почте, — прозвучал ответ, — туда и поезжайте”.

Конечно же, я не упустил шанса полюбопытствовать семейными и хозяйственными делами еще одного успешного берзиньского крестьянина, тем более что в моем распоряжении был резерв свободного времени.

Гунта встретила знакомого корреспондента приветливой улыбкой. Как сразу выяснилось, она второй год заведует почтовым отделением “Meюmala”. Не ради заработка — просто на хуторе постоянно испытывала дефицит общения. Ведь она точно такую же должность занимала до замужества — на почте “Verзmu”, что под Резекне. Двенадцать лет назад это было, и, спасибо судьбе, с толковым берзиньским парнем ее познакомила подруга Алисе. Через три месяца свиданий сыграли свадьбу в Гризанах, где и решили строить свое семейное счастье. Купили старый дом при дороге, по соседству с родимым гнездышком Андриса. Из-бенка оказалась тесноватой, и когда речь зашла о втором ребенке — родители мечтали о девочке — Гунта выдвинула мужу ультиматум: нужен новый дом, простор-ный, современный. Деваться было некуда, и Андрис заложил фундамент. Всевышний словно внял мольбам Мизанов, и вскоре у Мариса появилась сестричка Синтия.

Деревенская семья в полной мере ощутила все “прелести” реформы в системе образования. Закрылась уютная сельская школа в Поречье, и четверокласснику Марису в учебное время приходилось подниматься после шести, чтобы без четверти семь успеть на волостной автобус. Затем в поселке — пересадка на другой школьный транспорт, приходящий уже из Свариней, чтобы в 8.30 успеть к первому уроку в Эзерниекской средней школе. Возвращение домой — только к пяти вечера, и по этой причине у родителей всегда тревожилось сердце. Четырехлетнюю Синтию отец уже сейчас приучает к колесной жизни, забирая ее с собой к дальним пастбищам и покосам. Правда, в дни летних каникул на одиннадцатилетнего Мариса возлагаются обязанности няньки, с чем паренек успешно справляется.

Хозяйство у Мизанов большое: только пахотных земель под пару сотен гектаров. И, как пошутил Андрис, после ревизии землемера точно узнает размеры собственных владений. Найти свою аграрную нишу — это настоящая рулетка. Они не ошиблись, когда, взвесив все “за” и “против”, восемь лет назад сделали ставку на мясную породу “Шароле”. Начинали с десятка голов, привезенных из Айзкраукле, а сейчас в трех стадах нагуливают вес 130 светло-коричневых красавцев, словно специально при-способленных для латгальских “джунглей”. Неприхотливые животные почти не нуждаются в специальных помещениях, а пастбищный период продолжается даже в зимнее время. Вы не поверите, уважаемые читатели, но крупнорогатые животные в морозную пору сами разматывают рулоны с сеном и сенажом, избавляя хозяев от лишних хлопот. А владельцам только и остается снабжать зимних гуляк водой и микроэлементами.

Вот уж действительно экологически чистое хозяйство, со сбытом в котором проблем нет, даже в кризисное время. Берзиньская продукция уходит за пределы Латвии — в западном направлении, и на цены мои старые знакомые не в обиде. “Лишь бы хуже не стало”, — вздыхала Гунта. И еще один явный плюс породы “Шароле”: быки и коровы охотно поедают борщевик, от которого в буквальном смысле погибают некогда плодородные угодья берзиньской округи. В тот же день сосед Мизанов, крепкий хозяин Илмар Пабин сказал мне такие слова: “С Андрисом у меня отличное деловое сотрудничество. Он пригоняет в мои мас- терские на ремонт технику, помогает с заготовкой кормов. Не знал, что делать с зарослями борщевика — на выручку пришел сосед. Приобрел у него десяток мясных коров, и те так принялись за гигантское сорное растение, что только успевай переставлять электропастух”.
В гризанском крестьянском хозяйстве стараются обходиться собственными силами, а все обязанности расписаны четко. Хранительница очага взяла на себя учетно-бухгалтерские вопросы, не зря получила в молодости диплом аграрно-молочного профиля. Андрис — мастер на все руки: он и инженер-механизатор, и зоотехник, по необходимости — ветврач, а теперь вот еще и строитель. Мясной конвейер работает четко: за 6-8 месяцев рогатые красавцы нагуливают вес не менее четырех центнеров. Быки — на сдачу, коровы — на воспроизводство, для себя и на реализацию. Все продумано.

При кажущемся внешнем благополучии не все так просто. Иначе строительство нового коттеджа не растянулось бы на годы. Мизаны не могут позволить себе нанять бригаду толковых строителей. Поэтому продвигаются к заветному дню новоселья преимущественно собственными силами и с помощью родственников.

Как говорится, не хлебом единым. При полной занятости Гунта умудряется посещать занятия аэробикой в Сваринях, куда ее пригласила Эрна Шляхота. Сама за рулем, поэтому расстояние — не преграда. С удовольствием Мизаны принимают гостей — ближних и резекненских. Фирменное блю-до хлебосольной хозяюшки — шашлык из мяса лесного козлика. Живя в глухой приграничной зоне, Андрис пристрастился к охоте, так что блюда из дичи в доме не переводятся. Что же касается соседней Беларуси, то иногда, случалось, безмозглые мясные коровы слегка нарушали границу, но все обходилось. У толковых хозяев особо не посамовольничаешь.

Про кризис мы с Гунтой не стали разглагольствовать, сошлись на том, что голова на плечах и трудолюбивые руки — лучшее средство от житейских невзгод. А предпринимательский размах диктуют подрастающие дети, которые ни в чем не должны испытывать дефицита.

Снимок всей семьи дался не без труда, спасибо мобильнику и уступчивости землемера. С Андрисом в этот раз так толком и не удалось поговорить, да я и без того все выпытал у его замечательной женушки. Договорились продолжить беседу на новоселье, через год или два — время покажет. Вместо эпилога слова гостьи из Резекне, приезжавшей на Лиго: “Такая глушь, а как легко дышится. И хорошо на душе”.

Алексей ГОНЧАРОВ.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Ada, Adele, Antra

Партнеры

  • Latvijas Reitingi