ООО “Дагдское коммунальное хозяйство” является обществом со 100-процентной долей капитала самоуправления. Летом на предприятии занято 20 человек, в отопительный сезон — чуть больше, около тридцати.
На узком рынке занятости городка коммунальная служба — весьма заметный работодатель. Но суть не только в этом: коммунальщики выполняют важнейшие для горожан функции. Сегодняшнее мое интервью — с членом правления ООО “Дагдское коммунальное хозяйство” Николаем Картенко.
— Какие услуги оказывает возглавляемое вами предприятие?
— Главная задача общества капитала — выполнять заказ самоуправления: обеспечение потребителей питьевой водой должного качества, сбор сточных вод, теплоснабжение и обхозяйствование домов. На-ряду с основными услугами, оказываем и коммерческие, например, вывоз отходов тракторами (не бытовых), предоставление экскаватора и другие. Летом обкашиваем газоны. Есть и другие работы, включенные в тариф, однако за рамками основной деятельности выполняем их платно — скажем, сантехнические, строительные услуги. Если человек желает заменить дома сантехнику, но соответствующих навыков не имеет, это за плату сделает наш специалист. Услуга коммерческая, в отличие, например, от ремонта лопнувшей трубы до ввода в дом, что является основной функцией и включено в тариф.
В обхозяйствование домов входит содержание территории и помещений общего пользования, а также текущие ремонты — покраска, починка фундамента, водостоков, обеспечение бесперебойной работы водопроводно-канализационной сети общего пользования.
— В свое время между Дагдской городской думой, ООО “Дагдское коммунальное хозяйство” и Министерством среды был подписан трехсторонний договор об осуществлении финансируемого Фондом кохезии проекта “Развитие водного хозяйства в бассейнах рек Восточной Латвии”. За сравнительно небольшой срок в Дагде реализовано несколько весьма дорогостоящих и трудоемких проектов. Что в итоге?
— В общей сложности таких проекта три. Первый — “Расширение и реконструкция водопроводно-канализационной сети в Дагде”, в результате которого водопровод был закольцован и ликвидированы ответвления, где застаивалась вода, что благотворно сказалось на ее качестве. Построены дополнительные канализационные сети, благодаря которым ликвидировано три прямых сброса стоков в речку Нарута. Теперь они проходят через очистные сооружения. Сделан ряд подключений жителям. К сожалению, население не спешит воспользоваться услугой, но об этом позже.
Благодаря второму проекту — “Реконструкция очистных сооружений в Дагде” — мы получили новый очистной комплекс, через который проходит 90% городских стоков. Принцип работы — биоло-гический, оборудование служит исправно, без сбоев. Обеспечена двусторонняя подача электроэнергии. Несмотря на сложность аппаратуры, автоматика справляется. В случае сбоя, отключения электричества сигнал поступает к оператору, если он недоступен — к руководителю подразделения, далее — к главе предприятия. Введена трехступенчатая система защиты.
Однажды над Дагдским озером невесть откуда появился неприятный запах. Выехавшие на место специалисты среды выяснили, что нашей вины в этом нет. Система безопасности просто не допустит самопроизвольного сброса стоков. Даже если при чрезвычайной ситуации это происходит, то система все фиксирует и учитывает. Причем эти данные не скроешь, автоматика — на высочайшем уровне. Единственная проблема заключается в недостаточном количестве подключений, из-за чего нагрузка на оборудование небольшая. Современные же технологические процессы, к сожалению, энергоемкие, что непременно отзовется на тарифе. Увеличить число подключений возможно, к тому же это выгодно самим жителям: чем больше людей пользуются канализацией, тем медленнее растут тарифы.
Третий проект предусматривал установку оборудования по подготовке воды, где главное — ее обезжелезивание, и осуществлен в конце минувшего года. Из всех трех этот является самым ценным, так как 90% потребителей в Дагде, наконец, получили качественную питьевую воду. Анализ показал, что по сравнению с покупной наша вода лучше. Однако существует та же проблема: высокая энергоемкость оборудования непременно повлияет на тариф. Чтобы не допустить резкого повышения, желательно иметь как можно больше потребителей. Возможности подключиться есть у многих, остается лишь ими воспользоваться.
— Намечаются ли еще проекты?
— Да. Один из них — 2-я очередь развития водного хозяйства, ставший продолжением первой, в ходе реализации которого необходимо привести в порядок водопровод и канализацию в Северном районе, или как его называют, в Юдов- ке. Львиная доля средств идет также из европейского Фонда кохезии. Согласно данному проекту предполагается проложить водопровод и канализацию на улицах Паста, Марас, Лиепаяс (от Паста до Мичурина), Алеяс (от Марас до Парка). Важно учесть, что проект ЕС предполагает только обеспечить подключение, но не производить его. Решение принимает сам житель — такое, какое ему подсказывает совесть: либо засорять окружающую среду, либо нет. В принудительном порядке подключать дома к водопроводу и канализации не предусмотрено. Могу лишь повторить: чем больше потребителей, тем лучше для нас — это дало бы возможность поддерживать более низкий тариф.
Юдовка в настоящее время снабжается водой автономно, из скважины. Канализационные же стоки ограничены небольшой системой с отстойником, откуда совершенно грязная вода уходит в почву. Ил регулярно откачиваем и вывозим на новые очистные сооружения. После реализации проекта водопроводно-канализационная сеть Юдовки одновременно будет переключена на городские коммуникации, тем же, кто будет подключаться заново, а также жильцам остальных домов придется самими заботиться о переходе на новую систему. Конечно, дадим какое-то время. Однако длительно содержать две системы — морально и физически устаревшую старую и современную новую — экономически невыгодно. Особых требований не выдвигаем, за исключением того, чтобы все переключения и подключения велись под надзором наших представителей и соответствовали нормативам. Проект разработан тщательно, переключения и подключения предусмотрены для каждого дома индивидуально и в большинстве случаев согласованы с жильцами — как с теми, кто этого желает, так и с теми, кто пока думает. Прежний проект, 1-й очереди, места вводов не предусматривал, только их количество. А далее по принципу — здесь надо, там — нет.
Следует добавить, что на этот объем предусмотрены два строительных договора. Первый уже готов, он предполагает соединение городской сети с центральной частью Юдовки. В настоящее время составляется положение о закупках под строительство. Срок — шесть месяцев. Конечно, нам хотелось бы сделать это в текущем году, но положение будет готово, в лучшем случае, закупки пройдут в июле, и тогда в августе сможем приступить. По плану срок сдачи — второй квартал будущего года, но будем обсуждать с подрядчиком возможность сделать это нынче.
Второй договор на строительство будет готов к концу лета, и охватит еще одну часть города, население которой сможет подключиться к водопроводу и канализации. Наконец, появятся эти коммуникации на улице Алеяс, что облегчит нагрузку на улицу Бривибас, где возникает немало засоров и повреждений. Дело в том, что канализация на улице Бривибас появилась самой первой, и здесь находятся все подключения с улиц Алеяс, Паста. А такое количество сточных вод не может не привести к проблемам.
— На этом все работы закончатся?
— Нет, два вышеупомянутых договора дадут возможность подключиться к водопроводу и канализации 85% горожан. Это краткосрочный проект, который надлежит осуществить до января 2012 года. Согласно же европейскому меморандуму, подписанному правительством, до 2020 года это должны сделать 95% жителей населенных пунктов с численностью жителей свыше двух тысяч. Так что последуют новые проекты, правда, не в рамках Фонда кохезии.
— Ваше предприятие оказывает услуги только дагдчанам или жителям всего края?
— На добычу и распределение воды, сбор и очистку канализационных стоков мы имеем лицензию, действующую на административной территории города Дагды и Дагдской волости. Тариф складывается из наших затрат и кредита: под три проекта первой очереди взята ссуда в размере 111000 евро, вложенная в проект как доля самоуправления с последующим включением в тариф. Коммерческие же услуги оказываем всем желающим. Выезжаем также в волости: например, была заявка на починку водопровода в Нейкшанах, Асуне, Аполях.
— Осуществленные проекты, несомненно, повысят тарифы. Может, не стоило огород городить?
— На мой взгляд, наши тарифы на данный момент невысокие. Стоимость воды — 36 сантима за куб (плюс НДС), вода и канализация — 0,95 лата (плюс НДС). Те, кто не имеет счетчиков, платит по нормативам КМ.
Что до водомеров, то это отдельная тема. Должен срабатывать принцип справедливости. Ни малейшего желания устанавливать их не наблюдается у жителей частных домов. А ведь они потребляют воды больше, чем оплачивают — это однозначно и сомнению не подлежит. В прежние годы расход воды летом возрастал наполовину: ночи напролет поливают огороды, и напор в системе падал до критической отметки. Этим летом воды хватает, но не расточительно ли лить очищенную воду в грядки? Тем более что все имеют пруды, колодцы. Ан нет — проще подключиться к городскому водопроводу, вот только платить за реальное потребление не хочется. Разве люди укладываются в установленные нормативы? Конечно же, расходуют больше.
К сожалению, закон не обязывает устанавливать счетчики. А надо бы, ведь в систему обеспечения очищенной водой вло-жен миллион евро, удесятерились энергозатраты — все оборудование работает на электричестве. Тариф, бесспорно, вырастет. С другой стороны, — обязательно ли поливать огороды очищенной водой?
Кстати, очень многие горожане, поставившие водомеры, благодарны нам, так как платят исключительно за потребленную воду. Да, вначале и они сопротивлялись, теперь же говорят нам спасибо.
На данный момент наблюдаются серьезные потери воды. Они обусловлены, во-первых, отсутствием принципа справедливой оплаты, во-вторых, технической стороной дела: не всегда и не все мы способны проконтролировать.
Существуют подъем и расход, и при стопроцентном наличии счетчиков картина для нас была бы абсолютно ясна. Легче обнаружить повреждение, ведь существует много мелких утечек, обнаруживающихся лишь после того, как лопнула труба. Были бы водомеры, мы быстрее нашли бы такие места и своевременно исправили положение. К тому же, если б у 90% домашних хозяйств имелись счетчики, то их замену можно было бы включить в тариф, и люди перестали бы испытывать дискомфорт: обо всем позаботилось бы предприятие. Пока нечестно закладывать в тариф замену водомеров, ведь в таком случае пришлось бы платить и тем, кто их не имеет. Хотя для ускорения процесса не мешало бы.
— А если поднять плату для тех, кто не ставит водомеры?
— Тариф необходимо обосновать перед регулятором, причем очень веско. Все не так просто, как может показаться жильцам: мол, сели, подсчитали и приняли. Переписка с регулятором длится 120 дней, обоснования требует каждая цифра, а это кропотливая работа.
— Как идут дела с теплоснабжением, платить за которое надо намного больше, чем за воду? Кто-нибудь собирается утеплять дома, чтобы снизить потери?
— Осознавая значение этой меры, год назад мы провели семинар об утеплении домов. Оповестили старших, пришли почти все, а также несколько жильцов. Им рассказали о проекте, процедуре, стоимости, о том, сколько платит Европа, и так далее. Весной при участии краевой думы запланировали выездной семинар в Резекне, чтобы увидеть объекты, где утепление уже произведено, побеседовать с жильцами, расспросить их, что и сколько стоило и какова отдача. Обо всем договорились, уже дали автобус. В итоге ничего не вышло: все как один старосты домов, да и другие желающие дружно отказались от поездки. А ведь она нужна не мне, я и так все знаю, передумали люди, для которых это жизненно необходимо. Причины две: страх перед кредитами и неспособность квартировладельцев найти общий язык.
— Предпринимаются ли какие-то меры отдельно взятыми жильцами, например, замена окон? Есть ли порядок в помещениях общего пользования?
— Что до последних, то содержим их мы. Замена же окон принесет пользу только в том случае, если сделано это во всем доме. Несколько квартир ничего не дают. Повлиять на тариф предприятие может, закупая более дешевое топливо, только его цены, увы, зависят не от нас. Так что единственный для жильцов путь — утепление.
— У вас четыре котельных, включая ту, что находится в ведении средней ремесленной школы. Не слишком ли густо для такого городка, как Дагда?
— Действительно, объединение котельных дало бы экономию на людских ресурсах — вместо 16 кочегаров осталось бы шесть. Однако это требует серьезных капиталовложений. Да и трассы наши устарели морально и физически, поэтому требуют полной замены. На это тоже нужны деньги. В настоящее время “Зеленая энергия” строит в Дагде станцию когенерации, однако ее мощность не превысит одного мегаватт-часа. Наша котельная в том же микрорайоне производит в два раза больше. На первый взгляд, получим дополнительный мегаватт-час, но я смотрю на это скептически — еще неизвестно, как все сложится. В любом случае, снижение тарифа может составить считанные проценты, но ни в коем случае не половину, так как общие расходы, закладываемые в тариф, обусловлены не только котельной. Было бы замечательно иметь проект новых теплотрасс и котельной. Это идеальный вариант и огромный плюс!
— Страна в кризисе. Не растут ли долги населения предприятию?
— Да, дебиторская задолженность является серьезным препятствием в работе: среди жителей много неплательщиков. Если в августе прошлого года общая сумма долгов близилась к 10000 латов, то нынче скопилось уже 30000. Самые сознатель- ные — пенсионеры. Остальным шлем предупреждения, напоминания, заключаем договора о возврате долга. Увы, не удастся избежать судов — применявшиеся доселе методы не срабатывают. В оговоренных правилами КМ случаях прекращаем поставлять услугу. Сталкиваемся и с неприкрытой наглостью. Не буду называть имен, но суть такова: пока человек носит золото в ушах, ездит на авто, наряжается в шубу и белые сапожки, для него, на мой взгляд, не составляет трудов оплатить услуги. А тем, у кого драгоценностей нет, похоже, и вправду нелегко оплатить счета.
— Спасибо за интервью!
Юрис РОГА.