Нынче, 26 апреля, исполнилось 5 лет со дня открытия Краславского территориального отделения Государственной службы пробации (ГСП). В 2005 году к работе в нем приступили три сотрудника, сегодня 146 клиентами структуры занимаются пятеро.
В честь юбилея 27 апреля возле здания, где размещается служба, коллектив символично посадил яблоньку, заложив под корень бутылку с посланием потомкам.
Как подчеркивает руководитель отделения Мария Кампане, служба пробации создана, чтобы способствовать борьбе с преступностью, обеспечивать качественное исполнение и координацию отбывания наказаний, уменьшить нагрузку на остальные правоохранительные органы. Создание службы пробации стало подтверждением тому, что система наказания в нашей стране не преследует цель покарать, что преступник — не изгой, что государство берет на себя ответственность за всех членов общества.
ГСП является самой крупной в Латвии службой исполнения наказаний, так как реализует 68% постановлений суда по уголовным делам. В 2009 году у службы было 27296 клиентов — на 3,4% больше, чем в 2008-м. В то же время бюджет структуры в минувшем году составлял 3851375 латов, сокращение по сравнению с предыдущим — 33%. В прошлом году ГСП была вынуждена сократить свои функции, перейти на 32-часовую рабочую неделю. Уволили 141 работника (32%), что, в свою очередь, уменьшило возможности качественно выполнять свою работу. Бюджет же текущего года на 11% меньше, чем в 2006-м, когда у службы насчитывались только 12081 клиент (на 56% меньше, чем в прошлом).
— Отразились ли эти изменения на Краславском отделении?
— Безусловно. Штат с семи человек сокращен до пяти. Начиная с июля 2009 года, согласно поправкам в законе “О государственном бюджете на 2009 год”, ГСП не осуществляет функцию постпенитенциарной помощи (комплекс мер по общественной интеграции лиц, освободившихся из мест лишения свободы). В условиях стесненного бюджета служба была вынуждена сократить и объем ряда других функций:
* до 31 декабря 2012 года прокурор и суд могут затребовать подготовленную службой оценочную докладную только на тех лиц, которые обвиняются в преступлениях против половой неприкосновенности и нравственности, а также на обвиняемых, на момент совершения преступления не достигших совершеннолетия;
* до 31 декабря 2012 года служба не будет контролировать поведение лиц, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного процесса и условном освобождении от уголовной ответственности;
* до 31 декабря 2012 года обученный службой посредник участвует в примирении только на стадии досудебного расследования;
* до 31 декабря 2012 года служба не осуществляет программы пробации в местах заключения.
— И каковы же сегодня функции Краславского территориального отделения ГСП?
— Наше структурное подразделение занимается тем, что:
* составляет оценочные докладные на лиц, обвиняемых в совершении преступлений против половой неприкосновенности и нравственности, а также на обвиняемых, которые в момент совершения преступления не достигли совершеннолетия;
* обеспечивает выполнение программ пробации;
* ведет надзор за условно осужденными и лицами, освобожденными условно досрочно;
* организует исполнение уголовного наказания принудительные работы;
* организует исполнение принудительной меры воспитательного характера общественные работы;
* организует и ведет примирение в рамках уголовного процесса.
Большинство наших клиентов — это те, за кем установлен надзор, кто приговорен к принудительным работам, а также на кого распространяются программы пробации. В минувшем году, по сравнению с 2008-м, на 30% возросло число клиентов, наказанных принудительными работами.
— Какую характеристику вы могли бы дать преступным элементам Краславского и Дагдского края?
— Большинство из них — люди, раскаивающиеся в содеянном, хотя зачастую и не показывающие этого. Предпочитают отбывать наказание на свободе, а не в местах заключения. Стремятся самостоятельно изменить свою жизнь и больше не совершать преступлений. В свою очередь, работники ГСП мотивируют их на законопослушание.
— Тем не менее, есть случаи, когда клиент пробации не выполняет обязанностей, возложенных на него судом или прокуратурой. Что предпринимается в этом случае?
— Если кто-то не осознает, либо не желает осознавать серьезности избранной меры наказания, то в отдельных случаях подаем в суд заявление с ходатайством об отмене условной меры наказания и исполнения данного приговора суда, либо о замене меры наказания “принудительные работы” на арест.
— Чтобы улучшить информированность общества о возможности решить конфликт, возникший в результате преступного деяния, не только в суде, но и путем примирения, Государственная служба пробации при содействии Министерства юстиции, общественно-политического центра “Providus” и юридического факультета Латвийского университета с 17 по 21 мая провели неделю примирения. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, в чем заключается суть этой процедуры, ведь далеко не все имели возможность посетить данные мероприятия.
— Неделя была посвящена разъяснению сущности примирения. В Риге и других латвийских городах прошли информативные мероприятия, дискуссии, семинары с участием экспертов, студентов, школьников и других лиц, заинтересованных в проводимой службой пробацией процедуре примирения.
Она берет начало в середине 70-х в Канаде и Америке. Страны Европы ввели модель примирения в 80-е годы и успешно развивают ее. Например, в Норвегии за год осуществляется около 8000 примирений, и лишь в 10% случаев соглашение между потерпевшим и правонарушителем по каким-либо причинам не достигается.
В основе примирения лежит идея восстановления справедливости, используемая во всем мире как способ минимизации или устранения причиненного вреда. Для нашей страны восстановление справедливости — пока еще не совсем привычный философский подход. Преступное деяние рассматривается не как преступление против государства, а как конфликт между членами общества. Восстановление справедливости достигается через решение этого конфликта. К тому же, к справедливому решению приходят не профессионалы, а сами вовлеченные в конфликт стороны. Цель такого подхода — дать вовлеченным сторонам возможность взвесить тяжесть последствий преступного деяния, чтобы они как можно меньше повлияли на их жизнь в будущем.
Как и в других европейских странах, в Латвии потерпевший и правонарушитель также имеют возможность участвовать в процессе примирения, организованном службой пробации. Это можно сделать на всех стадиях уголовного процесса и при всех его видах. Примирение между потерпевшим и нарушителем закона может стать поводом для прекращения уголовного дела, либо суд примет это во внимание, когда будет выноситься приговор.
Суть примирения — это добровольный и миролюбивый процесс переговоров, вследствие которого потерпевший и правонарушитель договариваются о взаимоприемлемом и обоюдно выгодном решении. Переговорный процесс поддерживает посредник, специально обученный разрешению конфликтов. Он никого не осуждает, соблюдает конфиденциальность, нейтралитет и равное отношение.
Многие считают, что перевоспитать способно лишь наказание. Однако оно далеко не всегда делает человека менее злобным, менее виноватым и более стыдливым. И уж точно лишает его возможности взять на себя полную ответственность за содеянное. В итоге же примирения выигрывают обе стороны. Потерпевший активно выражает свое отношение, выслушивает нарушителя и старается понять, что им руководило. У него есть право принять извинения, получить моральное удовлетворение или материальную компенсацию ущерба, сохранив нейтральные отношения с виновным. В свою очередь, правонарушителю, взявшему на себя ответственность за содеянное, предоставляется возможность возместить потерпевшему нанесенный вред, что способствует осознанию причиненного зла и приобретению навыков решения конфликтов. Это возможность просить и получать прощение. Правонарушитель имеет мотив задуматься о своем поведении и пересмотреть его на будущее.
— Спасибо за ответы!
Юрис РОГА.