Шкельтовские культурные учреждения — нардом и библиотека — расположены в одном здании. Да и руководит обоими один человек — Лена Афанасьева.
Кому, как не ей, лучше других знать о том, каким образом повлияло на их деятельность объединение в край.
Источник знаний
Так называемую большую чистку Шкельтовская библиотека пережила прошлой весной, когда было списано около 2500 книг. Вначале литературу просто раздавали, и многое люди брали. Но немало книг так и остались невостребованными. Библиотекарь стояла перед дилеммой: либо отправить их в топку котельной, либо подыскать другое помещение — не годится превращать в книжный склад библиотеку, которая, к тому же, ждет аккредитацию. А чтобы эта самоуправленческая структура была признана соответствующей всем требованиям, то предлагаемые ею издания должны пользоваться спросом, иными словами, находиться в обороте, а не пылиться на полках. Но у какого же здравомыслящего человека поднимется рука на книгу? Такого найти нелегко.
Лена: “Нам было искренне жаль книг, поэтому оставили в библиотеке все, что положено, а остальные перенесли в пустующие помещения детсада. Теперь в библиотечном фонде 6000 изданий. Да и читателей в последние годы поубавилось — осталось всего 113 детей и взрослых. Неудивительно, ведь народу на селе все меньше и меньше. Не скажу, что для библиотеки это трагедия, но раньше читателей было больше, особенно пенсионеров. Увы, реалии таковы, что пожилые люди болеют, умирают, а молодые уезжают. Сказались на численности посетителей и другие факторы, как, например, широкий доступ к телеканалам, Интернету. На данный момент у нас хорошо востребована именно периодика — газеты и журналы, так как многие на селе не могут себе позволить подписаться на них. Тем не менее, читательское ядро сохранилось: два-три десятка человек читают постоянно и неизменно. Другие, наоборот, заглядывают в библиотеку нечасто или вовсе от случая к случаю, но и они наши читатели. Молодые интересуются преимущественно Интернетом, школьники и студенты — кроме того, специальной литературой. Иных существенных перемен не наблюдается.
А вот сама библиотека со временем изменилась кардинально. Лично я — приверженец прежних устоев, когда это учреждение ассоциировалось, в первую очередь, с книгой. Ныне библиотека — источник информации. Это и ставится во главу угла. Раньше обслужить читателя означало предложить ему хорошую, интересную книгу. Теперь все иначе: повсюду компьютеры, Интернет, спектр услуг все расширяется. Оборудовали уголок для самых юных читателей, чтобы развивать у них тягу к книге, чтению. Воспитанники детсада сюда не ходят, уголок интересует преимущественно учащихся 1-3-х классов”.
Что касается влияния нового края на учреждение и читателей, то Л. Афанасьева твердо убеждена: библиотеке это только на пользу. Она сохранила прежние связи с коллегами из Краславской центральной библиотеки, которые никогда не отказывают в помощи, дают возможность посещать курсы, проводимые для библиотекарей Краславского края.
“Впрочем, не обделяет нас вниманием и Прейльская центральная библиотека — зовут на курсы, семинары, — продолжает Лена. — Теперь мы находимся в прямом ее подчинении, по Интернету отправляю туда все отчеты. Фактически край только сплотил нас — три бывших волости и их учреждения. Теперь мы общаемся чаще, нежели в бытность района. Вроде бы рядом жили, но столь тесных связей не было”.
Ну, а кого образование края уж действительно никак не коснулось, так это читателей: все библиотечные услуги сохранены, причем на тех же условиях. Правда, труднее разжиться новыми книгами, но край тут ни при чем: кризис — он всюду кризис. Урезаны средства на газеты и журналы, а на книги их и вовсе немного. Библиотека обязана платить за услуги, например, содержание компьютеров, Интернет, электричество, и от этого никуда не уйдешь.
Культурный родник
Народный дом в Шкельтове по праву гордится просторным залом и большой сценой. Но и на поприще культуры тот же камень преткновения — сокращение численности населения, неравномерная плотность. Да и национальный состав постоянно обязывает думать, как построить мероприятие, чтобы оно было интересно представителем хотя бы основных национальностей.
По словам заведующей, в области культуры с Краславой сохранились лишь дружеские связи. Аглонский край вниманием шкельтовцев не обделяет, но и большого контроля не ощущается. А может, в нем нет надобности, ведь в Шкельтове все происходит. Правда, перед Новым годом пережили стресс: из-за перебоев в подаче электричества пришлось отменить рождественский вечер, хотя музыканты уже прибыли. Зато новогодний бал прошел без сучка и задоринки. А следующее крупное мероприятие — в честь Пасхи — собрало около восьмидесяти человек. Недавно состоялся традиционный вечер пенсионеров “Тем, кому за 50”. На очереди — День матери, Праздник детства, Лиго. И так до нового Рождества, на которое, будем надеяться, свет не погаснет. Ну, а выходные дни в интервалах между большими праздниками заполняют дискотеки. Изюминка Шкельтово — диск-жокеи, причем все девушки: ученица Анастасия Быстрова, студентки Лина Шипулина и Санта Клусс.
Лена: “После образования края мы — четверо руководителей культурных учреждений — собрались в Аглоне. Главной выбрали аглонскую коллегу, она и координирует работу, снабжает нас информацией. Люди опять же ничего не потеряли — праздники были и будут. Мероприятий меньше не стало, а вот посещаемость упала — не хватает активистов. Ощущается дефицит и участников самодеятельности: выходить на сцену некому, ведь молодежь уезжает, а пожилым не до этого.
В настоящее время стабильностью отличаются два наших коллектива. Хорошо известен и у себя, и в районе женский вокальный ансамбль русской песни “Звонница”. В нем пять человек, но коллектив постепенно обновляется. Не могу не назвать и группу восточного танца. Вначале в нее записались человек десять, но удержались только четыре. Преподавательница ездит из Краславы, занятия проходят раз в неделю. Искусство дается непросто, да и стоит недешево. Плюс несколько сценических костюмов — тоже деньги. Не всякая семья может себе это позволить. Но оставшиеся танцуют, осенью коллективу исполнится два года. Выступали в Извалте, Аглоне, ну, и конечно, на всех концертах у себя в Шкельтово”.
Юрис РОГА.