Опубликованная в вашей газете заметка об установке памятной доски в Эзерниекской средней школе вызвала у меня щемящие воспоминания о событиях тех лет. Через газету “Эзерземе” желаю выразить признательность всем, благодаря кому увековечена память о том времени.
Не так давно, 25 марта, флаги в траурном оформлении еще раз напомнили нам одну из наиболее мрачных страниц в истории Латвии. Весной 49-го, когда еще не были обнаружены все могилы павших в войне, 44 тысячи человек согнали в скотские вагоны и повезли за Урал. Многие так и не поняли, за что и не знали, суждено ли им увидеть родину.
В чем провинились те, кого вырвали из-за школьной парты, бросили на фронт, откуда они больше не пришли? Или те, кого в одночасье лишили дома и обрекли на мученья в Сибири?
Из Андрупенской волости тогда вывезли десять семей. Одна состояла из матери и трех маленьких дочерей, которым не было и десяти лет. Девочки тихонько сидели в углу вагона, словно птенцы, прижавшись к маме и совершенно не понимая, что происходит, почему кричат взрослые и рыдают дети. В 51-м мама девочек тяжело заболела, и, можно сказать, умерла голодной смертью: если и удавалось разжиться горбушкой хлеба, отдавала ее детям. Дочерей отправили в детдом. Позже родственники выхлопотали разрешение и перевезли их в Елгаву. Скажите, в чем вина этих девчушек, за что их обрекли на голод и холод, на страх и неведение? А малыша, которому не было и девяти месяцев, и который в дороге заболел? В поезде ни врачей, ни лекарств, ни молока, даже пеленки негде постирать. Казалось, малыш обречен. Ан нет — он выжил и вернулся домой. Не суждено же было увидеть родину четверым из нашего вагона, их похоронили в сибирских степях. Разве можно подвести под всем этим жирную черту и забыть? Прошлое всегда с нами, и нет такой силы, которая стерла бы из памяти юность.
Всяческого признания заслуживают простые сибиряки, делившиеся кровом, иногда кружкой молока, ведерком картошки — пока не разжились всем этим сами. Местный люд относился к нам по-человечески, с пониманием, ведь им самим в войну довелось хлебнуть лиха. А еще нас уважали за трудолюбие и терпеливость.
От всей души благодарю директора, педагогов и учащихся Эзерниекской средней школы, своего одноклассника Константина Понтака, благодаря инициативе, усилиям и упорству которых в школе появилась доска в память о тех учащихся, которых 25 марта из школы увезли в Сибирь. Тогда мы были молоды, учились в светлом, красивом здании, строили смелые планы на будущее. Но все наши чаяния перечеркнул тот мартовский день.
И все же — спустя десятилетия в этот день тихая радость озаряет лица людей, прошедших по мукам: все чаще на памятных мероприятиях видим молодежь. Значит, ей небезразлична история народа, а ведь именно молодые — наша надежда. Мировоззрение современной молодежи формируют три аспекта. Это семья, роль которой неоспорима, общество и учебный процесс в школе. Да, события 25 марта 1949 года нашли отражение в различной литературе. Тем не менее, о них надо говорить, разъяснять, позволять делать собственные выводы.
И будем молить Бога, чтобы латышскому народу не довелось боль-ше пережить ничего подобного.
Желаю руководству, учителям и воспитанникам дорогой мне школы полного взаимопонимания, и пусть все у вас получится!
С уважением — А. МИЦКЕВИЧА (ТУЧЕ), политрепрессированная, Резекне.