В. Стикут: “Ликвидировать — не наша концепция!”

Один из наиболее часто задаваемых читателями вопросов звучит так: какой прок от так называемых безработных- “столатовиков”? Неужели этим людям нельзя доверить ничего, кроме как разгребать снег или гонять туда-сюда листья?

Глава Дагдской краевой думы Виктор Стикут имеет собственную точку зрения.

— Всем сообща в стране не мешало бы подумать, как использовать эту огромную армию с максимальной эффективностью. Земельная реформа завершилась, и мы приступили к следующему этапу работ. Принят землеустроитель, задача которого — обобщить по кадастровым номерам все неприватизированные и невостребованные земельные угодья в волостях. Это промежуточные земли, иные куски насчитывают свыше 30 га. Например, в Шкяунской волости есть неприватизированная земля, принадлежащая самоуправлению и занимающая 427 гектаров. Край вполне мог бы вести на ней хозяйственную деятельность. Состояние и пахотных угодий, и лесов разное, и безработным наверняка нашлось бы дело. Если хотим занять “столатовиков” по-настоящему, то следовало бы подключиться к проектам Службы поддержки села. Один из них — лесопосадки. Это мы и собираемся делать. Ведь вполне можно засадить лесом площади, которые никто не затребовал в собственность либо пользование, так как земля и лес там низкокачественные. Это дело на многие годы, так что “столатовая” программа виделась бы довольно перспективной.

— И что же мешает начать прямо сегодня?

— Край образовался недавно, и моментально переключиться пока не можем. Только теперь, совместно с управляющими, стали собирать сведения о невостребованных угодьях, и первая волость, где это делается — Шкяунская. За неприватизированную землю не получаем налогов, и самоуправление несет потери. Надо искать, кому их передать, либо самим создавать бесприбыльное агентство, которое занималось бы содержанием этих угодий. Впрочем, в одном серьезном деле “столатовиков” уже используем, это заготовка дров для учреждений. Вот бы еще технику приобрести. Однако правительство считает, что самоуправление не вправе вести прямую хозяйственную деятельность. Так что остается лишь создать агентство и спонсировать его из бюджета.

А ведь могли бы, как норвежцы, которые собираются рубить в Берзиньской волости кусты и выращивать тростниковый канареечник на энергетические нужды — производство брикетов, чтобы сжигать их в норвежских печах. Наша земля всегда имела определенную ценность, не Луна ведь.

— Но почему не можем делать это мы?

— Требуется заинтересованность на министерском уровне — чтобы мы могли занять людей в серьезном деле, а не лопатить снег. После реформы без работы осталось много лесников, так что в профессионалах недостатка не будет. Мы хотим работать, и уже начали идти в правильном направлении. Но все упирается в невозможность занести угодья в Земельную книгу. Я направил в сейм письмо с ходатайством о том, чтобы облегчили процедуру регистрации самоуправленческих земель. Пока это стоит ненормально дорого, между тем, в одной только Шкяунской волости у нас 86 кадастровых номеров. Пока же мы этакие полухозяева. А коль нет Земельной книги, то не подашь и проект. Подсчитали, что в крае свыше 1000 гектаров земли, на которой могли бы развернуть хозяйственную деятельность, хотя бы выращивать в крупных объемах трудоемкие культуры — например, ягоды и заинтересовать ими переработчиков, торговцев.

С другой стороны, не согласен с теми, кто недооценивает пользу от подобного способа занятости безработных. Самый большой плюс в том, что каждое утро люди идут на работу, и одно это поддерживает в них ощущение востребованности. А положительный настрой играет важную роль. Человеку не кажется, что его выбросили на помойку, и по утрам он не встает с одной-единственной мыслью — как поскорее испортить здоровье. Несмотря на все свои недостатки программа “столатовиков” не позволяет опуститься, держит на плаву. Однако надо думать, чем занять эту рабсилу дальше, и тут без заинтересованности на уровне правительства не обойтись.

Возле крупных городов ситуация, бесспорно, другая, свободных земель там практически нет. У нас же приграничье. Недавно край посетил депутат сейма Марис Кучинскис, который удивился как обилию невостребованной и неприватизированной земли, леса, так и тому, что есть проблемы с их обхозяйствованием.

— Способны ли жители в условиях высокой безработицы полностью рассчитаться за отопление?

— Долги будут. Мы платим квартирное пособие, стараемся довести это до сведения людей, которым оно положено. То же относится и к сельским территориям. Более конкретной информацией располагают социальные работники. Но в любом случае, человек сам должен обратиться в социальную службу, самоуправление вместо него это делать не станет. По сути, затраты на отопление должны были не расти, а, наоборот, снижаться. Однако правительство ввело налог на топливо, в том числе, дрова, и мы потеряли все, что хотели сэкономить — цена за мегаватт-час осталась прежней. А довершила дело суровая зима.

— Дагдский край может гордиться центральным отоплением не только в городе, но и отдельных поселках.

— Так-то оно так, только на селе никто не “потянул” бы даже себестоимость услуги. Фактически мы дотируем отопление — через дрова из самоуправленческих лесов, через труд “столатовиков”, через социальную помощь. Может, это и не совсем правильно, но что делать? Когда фирма “Зеленая энергия” завершит установку турбины в Дагде, то следующим населенным пунктом по проекту станет Шкяуне, где примерно 70 квартир. В ходе переговоров с фирмой обсуждалась установка турбины мощностью в один мегаватт для производства электроэнергии. В таком случае поселок круглый год имел бы тепло и горячую воду. Причем отопление подешевело бы: это побочный продукт, к тому же, процесс полностью автоматизирован и отпадает потребность в истопниках. В многоквартирных домах Асуне заменим окна всех неприватизированных квартир, двери в подъездах, утеплим трубы в подвалах, застеклим эти помещения. Жалобы жильцов на низкую температуру в квартирах услышаны думой, и мы предпримем конкретные шаги. Какая может быть температура, если ничто не утеплено, к тому же несвоевременно заготовлены дрова: сырым деревом тепла не нагонишь. Мы обнаружили это в конце года, когда ничего уже нельзя было сделать. Что ж, до весны дотянули.

— Вопреки напряженному бюджету, в крае идут ремонты…

— Конечно же, работа продолжается. Имеется договоренность с резекненскими художниками, они выкладывают мозаику на перегородках ЗАГСа, расположенного на первом этаже Народного дома. Началось обновление кровли: за бюджетные деньги заменим старый шифер, водостоки, отремонтируем лестничную клетку до третьего этажа со стороны библиотеки. В рамках проекта утеплим стены нардома. В ближайшее время приступим к утеплению здания средней школы, конкурс уже прошел. Большой ремонт запланирован в молодежном центре — начиная с замены окон и кончая фасадом. Продолжается обновление бывших библиотечных помещений в детсаде, после его расширения сможем открыть еще одну группу.

— Что в таком случае ждет детсад в Эзерниеках?

— Будет работать. Ликвидировать малые детсады и школы — не наша концепция. Уже решили, что останется школа в Шкяуне, хотя численность детей там не отвечает нормативам министерства. Если самоуправление сможет профинансировать пару ставок, значит, учебное заведение сохраним. В финансовом плане будет нелегко, но надо оставить шанс развиваться. Только как это сделать, если люди не хотят обрабатывать землю — продают имущество и отправляются на поиски лучшей доли.

— Если зашла речь о школах, то какова судьба учебного заведения в Константинове?

— Вопрос еще будем обсуждать, но очень возможно, что школу сохраним. Классы от 1-го по 3-й заполнены нормально, а вот дальше прорыв. И все же если не произойдет окончательного обвала, то повода для ее закрытия не вижу. Государство подкинуло нам иную проблему — это будущее средней ремесленной школы. Не понимаю, каким образом самоуправление способно повлиять на взятый государством курс и приостановить оптимизацию ремесленных учебных заведений, если ни с того ни с сего было принято решение, что Яунаглонское училище будет главным, вокруг которого объединятся остальные. Конечно же, мы писали письма, выражая свое несогласие с такой постановкой вопроса, увы, тщетно. Ну, не нужна нам оптимизация, когда выпячивается одна школа, причем такая, куда даже автобусы не ходят, во всяком случае, от нас, и на государственном уровне возводится в некий центр профессионального обучения. Причем все обставлено так, чтобы полностью исключить наше влияние. Любые предложения дагдчан отметаются со ссылкой на точку зрения профессиональной ассоциации. Дошло до абсурда: требуют, чтобы ремесленная школа вместо государства оценила перспективы развития и внесла предложения, каким специальностям будет обучать — не ведая, кто именно требуется стране. Сеть общественного транспор-та в яунаглонском направлении не развита, услуга отдаляется от человека, что противоречит концепции государства о том, чтобы ее по возможности приблизить. Чем плоха наша школа? Надо сократить площадь до 10 квадратных метров на одного учащегося? Какие проблемы, сделаем!

— Народ интересуется, когда в Эзерниеках построят новый нардом и не будет ли он меньше теперешнего?

— Мы послали соответствующую заявку в Службу поддержки села. В текущем году стройка точно не начнется, так как лишь в августе завершится рассмотрение проектов. Что касается внешнего облика здания, то какой из вариантов выбрать, еще не решили. Знаю одно: Народный дом будет достаточно просторный, во всяком случае, зал не уступит теперешнему. Важнейшее условие для начала работ выполнено — оформлена Земельная книга. Есть также два проекта на реконструкцию спортзала — в Эзерниеках и Сваринях. Это бывшие котельные, просторные, с высокими потолками. Вложения по нашим временам небольшие, зал же получится отменный. Подготовка к ремонту сделана усилиями “столатовиков”.

— Асунской и Кеповской волостями руководит один человек. Планируете ли и впредь придерживаться подобной практики?

— Считаю это ошибочным подходом, просто на тот момент ничего другого не оставалось. Как только финансовое положение в Кепове стабилизируется, должность управляющего будет восстановлена. Пусть с небольшим окладом, главное, чтобы он был на месте. Экономия в этой области не окупается, так как ввергает людей в еще больший пессимизм: мол, даже своего старосты у нас больше нет, скоро ничего не останется… В плане госуправления не все исчисляется плюсами и минусами, на чем-то приходится терять. В текущем году такой возможности у нас не будет, а на следующий должность непременно восстановим. Есть у нас идея вернуть Кеповскую волость в оборот. Реализуем проект реконструкции дома собраний, при участии факультета биологии Даугавпилсского университета оформим выставочный зал, где покажем самое интересное, что встречается в нашем крае — биотопы, охраняемые растения, дичь, прочие природные ресурсы, привлекающие туристов.

Согласен, что в ливанском доме специалистам Кеповской волостной управы тесновато, но надо потерпеть, пока отремонтируем старое здание.

— Спасибо за ответы!

Юрис РОГА.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Andžejs, Andžs, Edīte, Esmeralda

Партнеры

  • Latvijas Reitingi