Сельскую семью, готовую поведать о деревенском житье-бытье широкой публике, сегодня днем с огнем не сыскать: экономический кризис во многих приглушил общественную активность и всяческое желание заявить о себе.
В Индрской волости на выручку мне пришла специалист по развитию села Валентина Бартуле. Она дозвонилась до работящей многодетной семьи, потихоньку развивающей молочное животноводство: в хозяйстве около двадцати коров, молодняк. А еще выращивают свиней для собственных нужд и зерно на фураж.
Захар и Аурора Попа воспитывают пять своих и двух приемных детей. Впрочем, приемных только юридически — семь лет назад обеих девочек супруги приняли в семью как своих. Антонина, старшая дочь Захара и Ауроры, уже студентка-первокурсница факультета экономики Резекненской высшей школы, Валентина учится в 11-м классе Краславской средней школы “Варавиксне”, Алина — четвероклассница Индрской основной школы, Захар ходит во 2-й класс этого же учебного заведения. Младшенькому, Антону, в феврале исполнилось два года. Подопечные Ирина и Алла — ученицы соответственно 7-го и 5-го классов.
“Когда, семь лет назад, нам предложили взять под опеку обеих девочек, мы просто не могли отказать им в помощи, о чем сегодня ни капельки не жалеем”, — говорит Аурора.
Понятное дело, нелегко фактически вдвоем и в поле все сделать, и коров выдоить-накормить, и детей в школу собрать, и обед на всех приготовить. К тому же это не полный перечень хлопот. Между тем, в сегодняшней Латвии семейные пары не торопятся даже с первым ребенком…
“Потому что лодыри, — эмоционально прерывает меня на полуслове хозяин. — Может, и не все, но большая семья — значит, много работы. Зато имеем свое молоко и молочные продукты, мясо, так что всем хватает. Да, потрудиться надо изрядно, но на собственных продуктах дети растут здоровые. Конечно, кое-что приходится покупать — хлеб, растительное масло, фрукты для ребятишек и прочее. За неделю только на еду уходит под сотню латов”.
Средства, необходимые для жизни и хозяйства, обеспечивают коровы. Возможно, кому-то и пара голов покажется обременительной, иным же, наоборот, даже двух десятков маловато. Однако опыт семьи Попа показывает, что и с таким стадом можно выжить и даже строить планы на будущее. Какое-то время назад хозяева прикупили в Огре племенного быка, теперь он уже подрос и вскоре сможет приступить к выполнению своих обязанностей. Недаром ведь за него уплатили такие деньги.
По словам Захара, самое большое падение цен на молоко было в прошлом году, когда за литр платили 9-10 сантимов. Впрочем, на фоне других и это считалось неплохо. “Выползали” за счет ка-чества и объемов. Все, что произведено в приусадебном хозяйстве “Страумени”, закупает кооператив “Старта” из Даугавпилса. Захар и Аурора сотрудничают с ним уже много лет, их вполне устраивают и цена, и порядок расчетов. Хозяин честно сказал, что ценами других покупателей даже не интересовался, он высоко ценит то, что кооператив “Старта” всегда рассчитывался вовремя.
Захар: “Эти предприниматели не допускали просрочки ни на один день, что очень важно для каждого крестьянина. Вокруг только и слышишь: мол, те опоздали, эти не доплатили. У нас же таких волнений никогда не было. Продукцию забирает молоковоз “Старта” — регулярно, в одно и то же время. С подъездом проблем нет: грунтовку сюда в свое время проложила волость, теперь вместе с соседом стараемся содержать ее в порядке. Высыпали уже машин 40 гравия, понадобится — привезем еще. Теперь, в распутицу, ездить трудно, но как только подсохнет, тут же подремонтируем, чтобы в легковушке с пятой скорости не переключаться”.
По мнению моих собеседников, текущий хозяйственный год не обещает быть легче, хотя свет в конце тоннеля показался: договора заключены, оплата будет выше. На другой же чаше весов — расходы. Самых больших затрат требует заготовка сена, зеленой массы, зерна. До сих пор засевали 5-6 гектаров, и нынче фуражную муку пришлось докупать. Тут наша беседа на минутку прервалась — хозяин договаривался с поставщиками. Молочным животноводством Захар и Аурора занимаются с самого начала и, конечно же, рассчитали, сколько зерна потребуется. Да вот беда, неурожай случился. Нынче решили засеять больше земли, пусть лучше в запасе останется.
В жизни всякое бывает, болеют даже крепкие с виду люди. Вот и Захар прошлым летом слег в больницу. Трудности еще сильнее сплотили семью, и общими усилиями, не без участия добрых соседей, они сумели удержать хозяйство на плаву. Дети в этой семье растут трудолюбивыми, им неведома лень. Однако и перегружать ребятишек никто не намерен. Каждый трудится в меру своих сил. Захар-младший, например, любит технику, но не сторонится и коров, даже доить научился. Процесс трудоемкий, доят аппаратом, а некоторых вручную — так быстрее.
Аурора: “Когда отец заболел, Валентина сама села на трактор и сделала главную работу”.
Захар: “Мы стараемся поддерживать добрые отношения со всеми, в первую очередь, с соседями, не раз выручавшими в трудную минуту. Без добрососедских отношений в деревне делать нечего”.
Стремление семьи Попа подружиться с соседями, как, впрочем, и редкая в Латвии фамилия, навели на предположение, что Захар и Аурора — приезжие. Так оно и есть: Захар родом из Молдавии, Аурора — украинка. Кстати, имя ей выбирал отец, уж очень оно ему нравилось. Оба приехали в Латвию на заработки в 1989 году. Познакомились и полюбили друг друга в Индре, а свадьбу справили в Молдавии. И поскольку уже дали обещание вернуться в Индру, чтобы остаться здесь жить и работать, то так и сделали. Домик, который им выделили, больше походил на временное жилище. Спустя неполных два года молодые купили теперешнюю усадьбу — пожилой ее хозяин, заболев, решил переехать в Калининград к дочери. Семья росла, за эти годы и дом расширили, и новые хозпостройки соорудили.
К слову, оба моих собеседника — выходцы из больших семей. У родителей Захара было семь сыновей (одного, к сожалению, уже нет в живых) и дочка. Все, кроме Захара, остались на родине. У Ауроры есть сестра и два брата, трое из четверых живут в Латвии. На родине последний раз гостили лет шесть назад, тогда на личной автомашине объездили родню и одного, и другого супруга. Главный вывод, к какому пришли по возвращении, — рабочему люду всюду живется нелегко, и чтобы удержаться на поверхности, следует изрядно потрудиться. Возможно, в лучшем положении находятся те, кто вовремя сообразил, что за перемены начались, и открыл собственный магазинчик или занялся иным доходным промыслом. Ну, а кто может, тот становится рабсилой в чужой стране.
Однако супругов Попа пока никто еще не переубедил в том, что правильнее всего — работать на себя. Для успешного хозяйствования семья приобрела все самое необходимое, а итогом проекта ЕС стала молочная. Когда негражданам разрешили приобретать в собственность землю, Захар купил четыре гектара, остальные несколько десятков, необходимых для животноводства, арендует у владельцев.
Захар: “Один из них, человек преклонного возраста, живет в Риге. Пользуюсь его землей за “спасибо”, хозяин ничего не требует взамен. Это наследственные владения, и для него важно, чтобы их обрабатывали. Как-то я позвонил, поинтересовался, не продаст ли землю, но он ответил отказом: “…это же отцовская земля!” Может, для кого-то такие слова пустой звук, для иных же смысл жизни. Я уважаю таких, свою землю тоже не продал бы”.
Любопытный факт: знаний в области растениеводства и животноводства хозяева набирались самоучкой. Захар по профессии строитель, окончил техникум. Аурора — бывший продавец. Впрочем, у мужа за спиной еще и сельскохозяйственные курсы. Несмотря на то, что крестьянская жизнь несладкая, свободного времени практически нет, а о выходных, развлечениях и вовсе следует забыть, Захар с Ауророй о своем выборе не жалеют. Как только выдается минутка, летом всей семьей идут на озеро или речку. По воскресеньям и в праздники допускается пара-тройка часов ничегонеделания. Но не дольше, не скажешь ведь коровам: еще чуточку отдохнем, тогда подоим, накормим, вычистим!
Тем не менее, родители считают, что дочерям в деревне не место, и им не хотелось бы, чтоб они здесь остались. Отцовское же дело мог бы продолжить кто-то из сыновей. Впрочем, никому неведомо, как карта ляжет. На всякий случай семья недавно воспользовалась неплохой возможностью и приобрела старую усадьбу по соседству, в зоне прямой видимости от их дома. А вдруг пригодится…
Юрис РОГА.