В ожидании потопа…

Письмо руководству Краславской думы Разъясните, пожалуйста, кто в городе отвечает за уборку тротуаров. И еще: тротуары расчищают только в центре или повсюду?

Например, около магазинов “Сапнис” и вовсе не чистят, господин Бартуль хоть бы песком распорядился подсыпать! Улицы Миесниеку и Ригас, за редким исключением, не чистятся вовсе, да и на остальных положение не лучше. Раньше за подобное равнодушие владельцев частного сектора штрафовали. А нынче с этим слабовато. Или опять оправдаетесь: мол, какая зарплата, так и работаем?! А ведь у нас в городе столько должников по коммунальным услугам. Вот пусть они выйдут и поработают! На благо города. И долги заодно погасят!

Не мешало бы и Вам почаще пешком по улицам ходить — может, больше порядка было бы. Вот в середине прошлого века такого бардака не наблюдалось, хоть штаты горисполкома были немного меньше.


Викторович.

Складывается впечатление, что эта зима свалилась на Краславу, как снег, скажем, на Африку. Поток жалоб на неубранные тротуары и опасные крыши не иссякнет, похоже, до тех пор, пока не растает последний сугроб. Этот и другие вопросы комментирует председатель Краславской краевой думы Гунар Упениек.

— Как глава думы смотрит на то, что не все горожане выполняют свои обязанности — расчищают снег на тротуарах, посыпают их, освобождают от небезопасного для пешеходов льда и снега кровлю, не говоря уже о сосульках, делают вид, что не замечают заторов, образующих обширные лужи и так далее. Так куда же глядят самоуправление, муниципальная полиция?

— Ну вот, как в старые добрые времена — во всем виноваты дума и муниципальная полиция. А на встречах в микрорайонах население интересуется, когда, наконец, покончим с малолетними хулиганами, бродяжками и прочая, и прочая. Снова виноваты дума и муниципалы? Нет, мы не утверждаем, что нам до этого нет никакого дела, однако хочу всем пожелать: прежде чем упрекать других, надо посмотреть на себя и подумать, что сделал лично ты — вычистил ли, подсыпал тротуар, проследил, куда ходит твой ребенок ночью и так далее?

Многим не понравилась то, что в Краславе появились новые дорожные знаки, изменившие транспортные потоки, и некоторые улицы стали односторонними. Но ведь это сделано ради безопасности самих же ездоков и пешеходов. На отдельных участках нынешней снежной зимой машины не могли разъехаться и цепляли заборы. Одностороннее движение повышает безопасность на дорогах — это доказано во всем мире. Нынешняя зима в Краславе — не самая худшая. Спасибо и управляющим волостей, которые делали все, чтобы у жителей не было повода жаловаться на заснеженные, скользкие дороги. Принимались все возможные и невозможные меры, и критических замечаний от населения не получали. К тому же нельзя не учесть: денег у нас фактически в два раза меньше, чем в так называемые богатые годы. В этом году на весь край выделено только 277 тысяч латов, между тем, раньше одна только Краслава получала 540-560 тысяч, а у волостей были свои деньги.

— И при столь катастрофической нехватке денег вы вынуждены тратиться на подсыпку тротуаров вместо самих жильцов. Возьмем хотя бы улицу Сиена. Не все домовладельцы в начале зимы должным образом очистили ее от снега, не посыпали. А ведь именно здесь ходят в школу и детсад ребятишки, на работу — взрослые. Ну, а о противоположной стороне этой улицы зимой или летом и вовсе говорить не приходится. Есть в городе и другие примеры. Согласитесь: если бы все горожане выполняли свои обязанности, город был бы в лучшей ситуации, чем он есть.

— Понимаю — брусчатка более скользкая, чем асфальт. Уверен, что жители улицы Сиена исправятся, ведь это первый год, когда у них появился тротуар. Раньше там вовсе невозможно было пройти. Согласен: надо больше работать с населением. Вместе с тем, призываю горожан более активно сообщать о проблемах — ни я, ни специалисты заглянуть в каждый уголок не в состоянии. А стоит позвонить, и мы пытаемся проблему решить. Конечно, не все и не повсюду получается, как того хотелось бы, но все равно надо сообща работать, а не ждать, пока все решится само собой.

— Вы являетесь руководителем паводковой комиссии. Все ли делается, чтобы Краслава благополучно пережила весеннюю стихию?

— Хотелось бы надеяться, что затопления не случится. Тем более что это дополнительные траты, которых и так немало. Тем не менее, к чрезвычайной ситуации готовимся: образована комиссия, разработан специальный план. Будем привлекать полицию, Погранохрану, службу спасения, рыбоохранную инспекцию. Определяемся с наличием плавсредств (лодок), решаем другие вопросы.

Полицейские самоуправления в форменной одежде посетят каждый дом, находящийся в зоне возможного затопления, проинформируют о порядке эвакуации. Не исключено, что некоторые не пожелают покидать дома, а решат переждать паводок на втором этаже или чердаке. В таком случае должно быть письменное заявление — чтобы вина не ложилась целиком на нас. Надо заблаговременно наладить связь — чтобы эвакуировать семью, если в последний момент люди все же передумают.

Методы оповещения мы продумали. В случае крайней необходимости задействуем громкоговорители — система исправно работает. Специалисты пожарно-спасательной службы ведут наблюдение за уровнем воды, и если потребуется, будут делать это круглосуточно. В Пиедруе находится станция по мониторингу, там же пограничный пункт. И те, и другие работают в круглосуточном режиме, к тому же расположены в зоне оперативной досягаемости. В готовности катера спасателей, предлагает нам их также инспекция рыбоохраны. В городе достаточно мест для ночлега — в больнице, реабилитационном центре “Мусмаяс”, Краславской основной школе. При необходимости можно организовать питание, в том числе горячее. Если потребует ситуация, разместим людей и в гостевом доме “Скершкани”. В конце концов, есть у нас спортзалы — на случай, если придется эвакуировать огромное количество жителей. Но, полагаю, до этого не дойдет. Подумали и об охране имущества: государственная и муниципальная полиция будет осуществлять постоянное патрулирование. Главный фактор риска — ледяные заторы в низовьях Даугавы.

— Этой зимой горожане получили такие счета за отопление, что некоторым впору добровольно утопиться… Неужели нет никаких возможностей сократить внутренние расходы предприятия — скажем, урезать зарплаты, подумать о нагрузках или поискать иные способы, чтобы снизить непомерные счета. Ничего не делая, можем дойти до того, что большинство потребителей не смогут рассчитаться за тепло, что повлечет обвал предприятия.

— Покажу на собственном примере: в январе на отопление гостевого дома “Zive” ушли все дрова, припасенные на зиму. Знаю не понаслышке, потому что сам пилил, возил, колол. Почему так много? Да потому, что зима холодная была, и она “ударила” в равной мере по всем — топлива понадобилось в полтора раза больше. А оно является главной позицией расходов, причем для каждого.

— Допустим, вы все делаете сам. Горожане же хотят знать, оптимальна ли численность работающих на предприятии “Краславас нами” и не “съедают” ли их зарплаты непомерно большие денежные суммы?

— Сократить людей несложно. Госуправленцы хвастаются, что на сокращении штатов сумели сэкономить 700 миллионов. Только вот каких штатов? Тех самых, которые обслуживали село и из-за отсутствия которых теперь людям надо решать свои вопросы в Даугавпилсе, Резекне или еще Бог весть где. Я не говорю, что в “Краславас нами” полный ажур. Ну, допустим, сократим пару человек. Уверяю вас, тариф от этого не уменьшится. Зато через несколько дней эти двое придут за социальным пособием, а оно выплачивается из того же думского бюджета. Тем не менее, и “Краславас нами”, и “Краславас уденс” находятся в поле зрения депутатов, там ведется конкретная работа, результаты которой, думаю, увидим уже летом. Повторяю: увольнение одного-двух человек на тарифах не отразится. Кстати, они уже снижены, просто зима была суровая, а основная статья расхода отопительной системы — это топливо.

— Почему не используете безработных “стипендиатов”? Забавно каждое утро наблюдать, как неторопливым шагом, мурлыча под нос песенку, дамы подберут на улице обрывки бумаги или пустую бутылку — и пожалуйста, 100 латов в месяц, причем без налоговых удержаний. Иной квалифицированный работник сегодня о таких деньгах может только мечтать…

— Не все так просто — нас тоже проверяют. Мы не вправе уволить дворника и принять безработного “стипендиата”. Имеющиеся рабочие места сокращать нельзя.

— А почему бы безработных не направить на заготовку топлива? Дешевле, чем покупать.

— Покажите мне хотя бы одного из тех, кому можно это поручить. Им даже триммер в руки дать нельзя, не говоря о мотопиле — прав-то нет. Решается вопрос обучения, и я очень рассчитываю на отзывчивость Государственной службы занятости.

Кстати, наш тариф на отопление — не самый высокий в масштабах страны. Хотя, с другой стороны, не все резервы снижения еще исчерпаны. В соседних городах произведена замена теплотрасс, в Краславе же они не повсюду соответствуют назначению: на отдельных участках потери достигают 40%, трасса плавает в воде. Нам непременно надо реализовать проект обновления данного хозяйства, именно это даст значительную экономию. Все прочие меры эффекта не принесут. Даже новый котел такой экономии не дает. Просто тогда был возможен только этот проект, и хорошо, что смогли реализовать хотя бы его. Замена трасс потребует примерно три миллиона латов. Программа еще не начата, примемся за нее, как только станет возможно. Хуже было бы, если б проект вовсе отсутствовал, тем более что по этой причине Краслава уже упустила не одну возможность.

Конечно, в плане трасс что-то делается. В 2005 году вместе с коллегами по думе заменили первый участок — между улицей Эзера и бывшим военкоматом. С руководством “Краславас нами” договорились ежегодно вкладывать хотя бы небольшую сумму, чтобы обновить какой-то из участков трассы. Было бы неразумно сидеть сложа руки и ждать, пока объявят программу. К тому же жизнь показала: если имеешь какие-то деньги, возьми кредит и сделай дело, потом потихоньку вернешь. А так средства расходятся на мелочи. Коль уж появилась определенная сумма, то лучше вложить ее в приоритет.

— Относится ли к таковым ремонт кабинетов бывшего райсовета, куда переселилась часть специалистов думы?

— В нем нуждались лишь некоторые помещения. Затраты минимальные — покупали обои, клей, трудились же свои — рабочие “Лабиекартошана К” и “стипендиаты”. Никакие фирмы не приглашались. В здании райсовета теперь располагаются наш плановый отдел, стройуправа, отдел образования и культуры, принимают специалист по земельным вопросам, сельский консультант, специалист по животноводству, прокуратура. В некоторые кабинеты зашли сразу, другие чуть подремонтировали. Не помешало бы привести в порядок лестницу на второй этаж, дело брошено на полпути — чуть ли не извалтский вариант. Да и коридор требует ремонта. Если получится, сделаем все своими силами, только пока это невозможно — есть проблемы с поступлением средств от государства. Что касается здания думы, то и здесь переселение. Оборудовали депутатскую комнату, помещение для комиссий. Отдельные кабинеты требуются для дорожного специалиста и заведующего административным отделом Виктора Айшпура. Решаем вопрос агентства одной остановки — чтобы этому работнику не сидеть в коридоре, с постоянным риском заболеть. Конечно, места в думе теперь больше, да и условия труда лучше. Все утрясется до 8 марта, к этой дате у дверей кабинетов появятся соответствующие таблички.

— Бывший глава Аглонской думы по-прежнему считает целесообразным образование этого маленького края. Однако местное население полагает, что это была ошибка, и люди не прочь вернуться назад. Готова ли Краслава принять “заблудшее стадо”?

— Подобные разговоры мне доводилось слышать. Люди вольны выбирать. Я же целиком за сотрудничество между краями. Ошибка ли Аглонский край? Не думаю: на протяжении десяти лет они дружили, проводили совместные спортивные игры, прочие мероприятия. Если не ошибаюсь, они первые издали туристическую карту края.

— Хорошо, поставлю вопрос по-другому: выгодно ли Краславскому краю снова взять под крыло три волости?

— Думаю, было бы лучше. Вместе с тем, я никогда не называл цифру, сколько волостей должно входить в край. Крупный он или маленький — работы все равно хватает. Выгода же в том, что более крупная структура и большая территория имеют ряд преимуществ — например, работники отдельных структур трудились бы в Краславском крае. Сообщение формировалась с учетом границ района, это годами накатанные маршруты, и человеку было бы легче решить вопрос, куда ехать — в Прейли или Краславу. Для немолодых людей это особенно важно. Не берусь прогнозировать решение депутатов, но я бы не возражал против вхождения этих волостей в край — если на то будет воля жителей. С другой стороны, не одобряю спонтанных, непродуманных решений — в каждом крае своя структура, свои формы работы. В Дагде — одни, в Аглоне — другие, у нас — третьи. Чьи лучше — покажет время. Главное, думаю, это консолидация депутатов, чтобы село не ощущало себя оторванным от города. На примере нашего края могу смело утверждать, что многие волости не потянули бы проекты, которые мы им предлагаем. Скажем, бюджет отдельных водохозяйственных проектов больше, нежели все деньги волости вместе взятые, между тем, именно такие будут осуществлены в Комбулях, Аулее, Каплаве, Эзеркалнсе, Извалте и Скайсте. Конкурс завершен, идет оценка его результатов. Параллельно работаем над дорожными проектами в Аулее, Индре, Каплаве, Скайсте и Саулескалнсе (дорога на турбазу). Планы уже утверждены думой и продвигаются дальше. Пока нет такого проекта по Калниешам, но ситуация изучена, и он непременно появится. Все это — важнейшие планы, причем не забыты ни богатые, ни бедные волости. Ни те, где сумели сэкономить, ни те, где все растратили. К тому же все проекты согласованы с волостными управами, не одни мы решали, где и что делать.

— Спасибо за интервью!

Юрис РОГА.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Andžejs, Andžs, Edīte, Esmeralda

Партнеры

  • Latvijas Reitingi