Кто не ведает прошлого, у того нет будущего

Что душой кривить: многие волости района занимались краеведением только потому, что так надо было. Приятное исключение — Сварини, где есть и настоящие энтузиасты этой работы, и карта с месторасположением нынешних и бывших усадеб, и богато иллюстрированные, тематически содержательные альбомы, и достойные музея экспонаты, выставленные пока в кабинете краеведения, открывшемся как раз 18 ноября прошлого года — в день рождения государства.

Все, что здесь собрано, ненавязчиво напоминает посетителям не только тезис, вынесенный в заголовок данной публикации, но и многие другие вещи, например: “Ты не имеешь права забывать о своих корнях, ведь именно в них — твоя сила, твой талант, твоя судьба!” Причем изучение истории своей семьи, рода, края, наконец, страны приобретает все большее значение. Шутка ли — на долю одного поколения выпала смена государственного строя, отказ от одних и рождение других традиций, кардинальные перемены в области технологий. Молодежь и представить себе не может, что еще живы люди, коротавшие долгие зимние вечера при свете лучины или керосиновой лампы, а позже по-детски радовавшиеся “лампочке Ильича”. Пусть она горела тускло, с перебоями, но это был семимильный шаг навстречу прогрессу. Тому самому, который когда-то обеспечил расцвет села и относительный достаток, но в конечном итоге привел к умиранию деревенского образа жизни.

Эту горькую истину ярко демонстрирует краеведческая карта, составленная заведующей Свариньской народной библиотекой Людмилой Паскачимой. На ней отчетливо прослеживается ситуация, начиная с 50-х годов минувшего столетия до наших дней. Воссоздать картину помогли многие местные жители, которые рассказали об усадьбах и населявших их людях. Все, что удалось вос- становить по памяти, документировано на карте: ныне здравствующие дома окрашены в темно-зеленый силуэт, светлым же тоном обозначены пустующие либо бывшие. Дополняет карту перечень фамилий хозяев, обитавших в каждой из деревень. Трудно поверить, но, судя по этой карте, многих сел просто не стало. Например, в Бересне когда-то стояло 22 двора, теперь там только погост и один обжитой дом. В Пуще тоже остался всего один из 26 бывших хозяев. Заболтники, Лабецкие, Скутулево, Бобровщина… Вряд ли эти места можно назвать сегодня населенными пунктами, ведь и там никого не осталось. Предпринимается попытка иллюстрировать карту старинными фотографиями из личных архивов.

На абсолютную истину составители не претендуют, собранные материалы постоянно обновляются, дополняются, корректируются. Скажем, точно известно, что дом был, в нем жили люди, однако информация о них не сохранилась. Тогда пишут то, что известно — хотя бы имя. Или прозвище — например, бабка-гадалка. Как ее звали, никто не помнит, зато многим известно, где стоял дом. К чему все это записывать, если отсутствуют более точные данные? А потому, что эти крупицы, не исключено, освежат память местных посетителей музея, приходящих посмотреть на карту. Краеведению это свойственно: кирпичик к кирпичику — пока не вырисуется более или менее четкая картина. Конечно, можно было и не утруждать себя записями скудных, отрывочных данных. Ну, а вдруг у человека возникнут какие-то ассоциации, и он вспомнит что-то очень важное! Людмила подчеркивает, что многое в этой работе зависит от местных жителей. Собственно, все, что сегодня здесь есть, появилось благодаря их стараниям. По словам библиотекаря, ей хотелось бы сделать карту более детальной и содержательной — чтобы на ней можно было прочитать имя не только хозяина, но и членов его семьи. И так по каждой деревне. Труд огромный, но начало уже положено. Просто на сегодняшний день еще маловато информации, чтобы дать полное описание хотя бы одного населенного пункта. Если получится, люди, безусловно, прочтут это с удовольствием.

Все, кто желает, могут полистать также тематические иллюстрированные альбомы с историей совхоза “Восход”, местной школы, детсада и т. д. Кстати, первые сведения о детском садике датированы 1969 годом и, судя по фотографиям, ребятишки в этих краях росли вплоть до рокового 1991-го, когда спустя четыре года после постройки (1987 год) новый крупный детсад на 95 мест закрылся. Давно ли это было?.. Теперь большинство классов в бывшей школе пустуют. Краеведы сохранили историческую картину, подаренную Лабиешской школе, когда ее закрыли.

Большой интерес представляют сведения о Бересненском костеле, собранные местной жительницей Леонорой Станько к 200-летию храма. Благодаря ее упорству сделано поистине важное дело, поэтому заведующая нардомом Эрна и библиотекарь Людмила, пользуясь случаем, на страницах газеты сердечно благодарят госпожу Станько за титанический труд и передачу материалов местному музею. А отпечатала объемный текст волостной секретарь.

Любопытен и так называемый свадебный альбом. Самая старая фотография в нем датирована 1937 годом — это была свадьба Людмилиной бабушки. Люди неохотно расстаются с фотографиями, поэтому в альбоме немало ксерокопий. Понять их можно: ни цифровых фотоаппаратов, ни тем более видеокамер тогда и в помине не было, и снимки зачастую заказывали в одном экземпляре. Другие, в свою очередь, не хотят выставлять эти фото на всеобщее обозрение. Тем интереснее взглянуть на свадебную фотографию Татьяны Ильиной и Доната Голуба (1975 год), а также других известных людей. В альбоме только те фотографии, которые удалось собрать. Многие за эти годы выехали, некоторые пары развелись. Так что альбом несовершенен, тем не менее, захватывающий — хотя бы с точки зрения тенденций свадебной моды.

А вот папка воспоминаний свариньцев — это нечто уникальное и, пожалуй, бесценное. Не исключаю, что самое интересное из нее газета когда-нибудь опубликует. Честно говоря, в деятельности краеведов немало такого, что за- служивает размещения на специально созданной домашней странице. К сожалению, это опять же требует денег и времени.

Было бы несправедливо обойти вниманием отдельные экспонаты музея. В день открытия комнаты краеведов гостям преподнесли изюминку: к всеобщей радости завели настоящий патефон и проиграли старинную музыку. По словам Людмилы, невозможно выделить какой-то один или несколько экспонатов: все, что собрали местные жители, имеет свою ценность, а через лет десять, не исключено, будет на вес золота. Скажем, завода ВЭФ больше нет и в помине, а его радиоприемники исправно служат по сей день. Несколько изделий этого предприятия есть и в свариньском музее. Хочется старины? Пожалуйста: вашему вниманию прялка конца 19-го века, на котором пряла еще прабабка Людмилы, причем исправная. А вышивки 88-летней Ф. Быдзан, да еще с латышским текстом! Сварини и латышский язык — для многих даже сегодня это, как говорится, две большие разницы. Заглядывают в музей старики и вспоминают: мол, и у меня есть нечто подобное. Некоторые оригинальные изделия предложила музею дочь пожилой рукодельницы, работающая здесь уборщицей.

Ну, а что до молодых, то даже ленточный магнитофон им покажется раритетом: большинство его и в глаза не видели. А вот с одним из альбомов, попавших в музей после смерти хозяйки, придется поработать особенно скрупулезно. Здесь есть несколько любопытных фотографий, да и вообще альбом необыкновенный: легионеры, красно-бело-красный флаг, новогодняя поздравительная открытка на русском языке, строительство моста — все едино, без каких-либо границ в умах и сердцах. И это, наверное, правильно, ни один из этапов истории нельзя просто взять и удалить.

Некоторые экспонаты, безусловно, пригодятся при подготовке викторин. Открытием для многих стал странный ящик, внутри которого предмет, напоминающий мотовило. Оказывается, маслобойка. Эрна принесла из бабушкиного запасника круглую фанерную коробку с невиданными печатями и еле различимой надписью “Grand Prix”, Paris 1900”. Коль Париж, то это наверняка ни что иное, как шляпная коробка, — почему-то решила Эрна. Но когда в руки краеведов попала старая фотография женщин с такими же коробками на шее, все стало ясно — это сеялка.

Старинные периодические издания, керосиновая лампа, просфорница, разные утюги, глиняные горшки, не потерявшие своего вида за десятки лет, каталка, металлическая стиральная доска и много-много других предметов обихода, которые наверняка попадались на глаза у родителей, бабушек и дедушек, только вот для чего применялись, нам неведомо.

Зато коллекция различных значков напоминает о советских реалиях, впрочем, не утративших актуальности до сих пор: “Донор СССР”, “Общество борьбы за трезвость”, “Общество книголюбов” и т. д. В те годы такие значки штамповали тоннами и все равно их не хватало.

Бумажные деньги, монеты, виниловые грампластинки, настольные часы начала 60-х, стоившие тогда аж 27 рублей — для многих это были огромные деньги. На старом колокольчике с дыркой надпись “Завод Егора Спиридоновича Клюйкова в Нижегородской губернии”. Интересно, как он попал в эти края? Старшее поколение все это прошло, испытало, так сказать, на собственной шкуре и теперь живет воспоминаниями. Молодые же задают массу вопросов, между тем, многие вещи разъяснить им очень трудно.

Краеведческая комната в Сваринях считается туристическим объектом Дагдского края, ответственная — Людмила Паскачима.

Юрис РОГА.

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Sandis, Uldis, Ulvis

Партнеры

  • Latvijas Reitingi