Простившись с годом великих разочарований — материальных потерь и социальных потрясений, — каждый из нас наконец-то осознал, что Латвия угодила в самую глубокую кризисную пропасть.
Простому человеку совершенно не понять, о каких “жирных годах” так упрямо твердила правящая элита, заведшая страну в беспросветный финансово-социальный тупик. Такова расплата за бесконтрольность правых партий, которые бессменно властвовали на протяжении двух десятков лет. Уповая на всемогущий Евросоюз и натовскую защиту. Но, как выяснилось, за все пришлось расплачиваться резким падением жизненного уровня народа.
Так и не воссозданная экономическая среда, бизнес, задыхающийся от растущих налогов, агонизирующее сельское хозяйство, 180 тысяч безработных — такова горькая реальность. Мы слишком долго ждали обещанной стабильности, взамен которой получили сомнительные реформы, не пощадившие даже здравоохранение и образование, однако не ущемившие райскую жизнь бюрократии. Власть, болеющая гигантоманией, даже в пик кризиса не отказывается от строительства самых дорогих в мире мостов и “замков света”, вынуждая народ подозревать чьи-то корпоративные и личные интересы.
Время показало: паразитирование на бюджете — самый выгодный и быстрый путь латвийского обогащения. И если за организованное разворовывание кредита G-24 так никто и не угодил за решетку, то пришло время хотя бы огласить список тех, кто несказанно разбогател за народный счет. С молчаливого согласия большинства и одобрения избирателей на вы-борах порочная практика будет продолжаться до той поры, пока не заработает статья Уголовного закона об умышленном доведении до банкротства. Ведь Латвия стремительно приближается к роковой черте дефолта, за что обязаны отвечать бывшие и нынешние руководители государства. Временные правительства — это блестяще отработанная схема ухода от ответственности перед народом. Только как остановить этот беспредел власти? И стоит ли теперь удивляться тому, что в рядах правящей элиты никак не сыскать кризисных менеджеров. По сей день господа из правительства азартно увлечены лишь урезанием доходной части госбюджета, не обременяя себя разработкой концепции развития страны, без чего нет ни ближней, ни дальней перспективы. Невольно напрашивается вопрос: а в состоянии ли те, кто загнали страну в долговую петлю, вернуть Латвию в нормальное состояние?
Цинизм партий власти во всей своей “красе” обнажился в отношении к самым социально незащищенным слоям населения. Еще по осени, когда в “Эзерземе” была опубликована статья о грабеже пенсионеров “Битый небитого везет”, ее автор не осмелился даже высказать робких предположений о торжестве справедливости. В октябре я лишь питал призрачную надежду, что, возможно, последует положительный судебный вердикт в пользу только работающих пенсионеров, как уже бывало в недалекой истории. Случилось чудо: Конституционный суд встал на защиту всех пенсионеров. Забыв извиниться, охотники за властью теперь наперегонки пытаются побыстрее рассчитаться с обобранными пенсионерами — на носу выборы в парламент.
На ошибках учатся — они и мы. Неужели и сейчас, накануне грядущих осенних выборов в сейм, мы не станем мудрее? Далеко не случайно ушлые политики разделили народ на латышей и нелатышей, на богатых и бедных, пропасть между которыми стремительно растет. Два десятилетия — срок достаточный, чтобы понять: предвыборная националистическая карта к добру не приводит. Расколотому обществу из кризисного болота не выбраться никогда! Да и сколько можно считать политику грязным делом?
Нам нужны во власти образованные, умные, профессиональные и честные люди. Народ за демократию — другого пути у современного цивилизованного государства просто нет. Жизнь человеческая — непрерывная школа совершенствования. И для избирателя тоже. Вручая свою судьбу делегируемым во власть, тщательно сверяйте слова политиков с делами. Год будет тяжелым, оснований для повышения жизненного уровня не предвидится. Однако, чтобы остановить стремительный рост госдолгов, предотвратить массовый исход латвийцев из своей страны и наконец-то увидеть свет в конце тоннеля, избирателю у урны надлежит семь раз отмерить... Сколько можно ошибаться?
Алексей ГОНЧАРОВ.