Вот и наступил новый год. Возвращаясь к прошлогодним публикациям в газете “Эзерземе”, снова и снова перечитываю материалы, посвященные вечеру выпускников Индрской средней школы и празднованию 100-летия учебного заведения.
К этому чуду вечной молодости причастна и я — выпускница 1950 года. Именно в Индре прошли семь лет, обозначившие мой следующий жизненный отрезок. И всегда рядом были учителя — как, наверное, с каждым из ныне живущих. Сколько света они нам дали?!
Сегодня хочу вспомнить своего первого классного руководителя Николая Талерко. Шел военный 1943-й. После маленькой сельской школы Индрская показалась мне дворцом. Боялась даже заблудиться, но учитель Талерко проявил ко мне такое теплое участие, что робость сразу улетучилась.
У многих моих сверстников не было обуви, вот и я пришла в школу в деревяшках. Что это такое, знают люди лишь моего поколения. Учитель Талерко позаботился о купонах, по которым отпускали обувь. Счастливый жребий достался и мне. Поблагодарила ли я тогда учителя? Во всяком случае, делаю это теперь.
В дальнейшем, когда менялись учителя, классные руководители, учитель Николай Талерко всегда был с нами, ибо являлся личностью, умевшей делиться знаниями, навыками, эрудицией, художественным вкусом и мудростью жизни не только на уроках.
А еще нельзя не сказать о том, что он был поэтом, режиссером, естествоиспытателем, коллекционером, образованным и умелым сельскохозяйственником — человеком творческим, излучавшим свет и щедро делившимся им с другими. Он слыл душой белорусской интеллигенции.
Николай Талерко родился 18 декабря 1898 года, недавно ему исполнилось бы 111 лет. В Первую мировую трудился телеграфистом, в 1921-1922-м окончил двухлетние учительские курсы при Даугавпилсской белорусской гимназии. В 20-е годы открыл белорусскую основную школу в Войтюлеве, в которой и начал работать. Позднее учительствовал в Кузьминской, Шнековской школах, затем — в Индрской основной. Здесь создал кружок краеведения, вовлекал в него учащихся, писал корреспонденции в разные белорусские газеты, публиковал в прессе свои стихотворения.
На протяжении всей жизни был страстным театралом, активно работал как режиссер — ставил спектакли с участием местной молодежи.
В годы Первой республики вместе с энергичным священником Владиславом Литавниеком Талерко сколотил драмколлектив католической общины и поставил пьесу Р. Блауманиса “Блудный сын”. Это стало целым событием для поселка.
Учитель построил дом, какого не было во всей округе, покупал для своего сада новые сорта яблонь и ягодников, давал местным крестьянам советы по экономному хозяйствованию. Показательное же хозяйство самого Талерко в 1937 году было удостоено правительственной награды. А свой дом он превратил в нечто похожее на музей с богатейшей частной коллекцией: здесь были геральдика, минералы, старинные этнографические предметы и многое другое, рассказывавшее о латгальском укладе, истории края. А поскольку он преподавал детям биологию и географию, то музей служил чем-то вроде наглядного пособия.
В Индрской белорусской школе Н. Талерко проработал всю войну. Остался в Индре и после ее окончания, но уже в младших классах русской школы. Для старшеклассников же с большим энтузиазмом организовал драмкружок, который вполне можно назвать студией — здесь ставили пьесы русских драматургов-классиков. Можно только позавидовать энергии учителя, когда по субботам после уроков мы паковали реквизит и пешком отправлялись в Пиедрую, Вайводы, другие сельские школы. Отыграв спектакль и подремав где-то в уголке, в воскресенье утром топали назад в Индру. В те годы учиться музыке, народным или современным танцам возможности не имелось, и театр был единственным способом самореализации. Наверное, поэтому мы мужественно переносили все неудобства.
Внешний облик учителя был подчеркнуто славянский, точнее белорусский: свободная сорочка с расшитым стоячим воротом, подпоясанная длинным домотканым поясом. Выглядел такой наряд самобытно и вместе с тем элегантно, тем более что сорочки были разного цвета. А довершала образ учителя неизменно добрая улыбка. Нашему выпуску посчастливилось приблизиться к любимому педагогу еще и потому, что с нами учился его сын Дмитрий, который позже преподавал физкультуру в Даугавпилсском институте. У сына и жил Николай Талерко последние годы.
Умер учитель 3 марта 1983 года. О нем, как о представителе местной белорусской интеллигенции, упоминается в обширной экспозиции Краславского историко-художественного музея (в разделе о белорусском весле).
Учительская профессия во все времена была знаковой, и я убеждена, что Николай Талерко еще долго останется знаком Почета Индрского края и эпохи.
Янина ГЕКИША (РАЦИНЯ).