В последнее время коррективы в нашу жизнь — и почему-то чаще всего негативного характера, — вносит не только мировой экономический кризис.
Параллельно ему и без того едва держащуюся на плаву лодку расшатывает затеянная несколько лет назад административно-территориальная реформа. Тогда, у истоков этой идеи, большинству из нас с трудом верилось в то, что планы по реформированию удастся осуществить. Однако, как видим сегодня, создали-таки эти столь необходимые неизвестно кому края. Да вот только почивать на лаврах не получается: с каждым днем все очевиднее становится, что безупречная административно-территориальная теория на практике обернулась массой недоработок, возникших из-за этого проволочек, нестыковок. И в итоге, как обычно — очередным бременем, которое легло на плечи… ну, конечно, не банкиров и крупных чиновников, а крестьян и тех людей, без чьей помощи они вряд ли могут при нынешних требованиях обойтись.
Сегодня, когда создано такое количество бюрократических препонов для нормального существования крестьян, кажется, что на всех уровнях госуправления делается все возможное, чтобы в нашей стране больше не производилась сельхозпродукция. И поэтому сейчас, на мой взгляд, как никогда необходимы люди, готовые и способные оказать помощь. И люди такие есть, причем в большинстве своем объем проделываемой ими работы во много раз превышает уровень вознаграждения, которое они за это получают...
Янина Аузиня стала специалистом по надзору за стадами на территории Калниешской волости много лет назад, с того самого момента, когда эта должность появилась. Бывший колхозный зоотехник, она как-то органично и вполне естественно для жителей самоуправления вошла в новую роль. Позади — прохождение курсов, необходимых для получения сертификата, который следует продлевать каждые пять лет. А еще — практически ежедневный труд, порой без выходных и праздников…
Рассказывает Я. Аузиня: “Ситуация, которая сложилась на сегодняшний день, просто ужасает. Недавно меня и всех подобных специалистов в остальных волостях поставили в известность, что с нового года волостные управы больше не смогут сохранить для нас полную ставку. Следовательно, не остается даже минимальной зарплаты. С будущего года нам предлагается 0,3 ставки (от 180 латов). Любому здравомыслящему человеку ясно, что особенно на эти деньги в наше время не разгуляешься.
Акты нумерации, документы по квотам и прочая бумажная волокита — оформлением всего этого, за редким исключением, до сих пор занималась я. И говорю это не для того, чтобы показать всем, какая я замечательная. Просто такой специалист на селе действительно необходим. Поди, разберись в этом ворохе документов, который крестьянам приходится заполнять ежемесячно! Пока самоуправление оплачивало работу специалиста по надзору, помощь крестьянам оказывалась бесплатно. Впрочем, все это тоже очень относительно, ведь затраты на бензин, покупку марок, конвертов мне никто не компенсировал. Хорошо, если люди сами давали — кто лат, кто два, — чтобы можно было покрыть эти издержки.
Нам, специалистам по надзору, было предложено решение проблемы — оформлять индивидуальную деятельность. Со всеми вытекающими отсюда для крестьян и для нас самих последствиями. Уже сейчас, при нынешней системе, некоторые владельцы скота просят подождать с оплатой номеров, заказывают их в долг. У людей просто нет денег. А что будет при новом порядке? Мало того, что сами ушные номера станут дороже (до сих пор услуга, вместе с пересылкой, стоила 2,54 лата), так мне еще придется брать с крестьян деньги за свою работу, и, видимо, немалые. Ведь если я решу оформить индивидуальную деятельность, мне придется платить налоги за себя, за мужа, который возит меня к людям, оформлять машину как служебную, и прочее, и прочее… В волости работу имеют единицы. В общем, получается какой-то заколдованный круг. Много денег я потребовать не могу, потому что люди просто не в состоянии будут заплатить, мало — тоже не получится, ведь тогда не смогу вносить налог. Или придется работать себе в убыток”.
Ситуацию согласилась прокомментировать Мария Козында, районный зоотехник по племделу: “В первые годы независимости наша структура, тогда еще именуемая Управлением сельского хозяйства, можно сказать, начинала свою деятельность с “нуля”, в незнакомых условиях. Ведь нужно было работать в новом государстве, с другими законами. Примерно в это же время приняли на работу и меня — в качестве специалиста по племенному делу. Бесспорно, вопрос надзора за скотом актуальным был всегда, вне зависимости от государственного строя. Поэтому мы обратились к председателям волостных советов с просьбой отыскать в бюджете средства на содержание в самоуправлениях таких специалистов — чтобы облегчить жизнь крестьянам, которые в своей волости смогут получить помощь знающего человека, выяснить все, что касается животноводства, надзора за скотом, регистрации животных. Тогда откликнулись практически все, по мере возможностей выделили новым специалистам помещения, телефон, позднее — компьютер. Специалист по надзору обслуживает практически все хозяйства своего самоуправления — и стоящие на учете, и те, которые на племучете не состоят. Ведь, допустим, ушные номера ставятся всему крупнорогатому скоту без исключений. А крестьяне, реализующие молоко и подлежащие надзору, ежемесячно обязаны отправлять анализы молока в лабораторию.
Никто не станет отрицать, что такая помощь людям необходима. Тем более в нашем крае, учитывая его географическое положение — здесь живут преимущественно русскоязычные люди, которые не всегда могут самостоятельно справиться с заполнением документов. Практически все бумаги по животноводству проходят через руки местных специалистов по надзору, которые стали своеобразными посредниками между Центром сельскохозяйственных данных (Lauksaimniecības datu centrs – LDC) и простыми поставщиками сельхозпродукции. Более того, помимо внушительного объема работы, эти люди несут серьезную ответственность: ведь в случае, если Центр выявляет ошибки в полученной от крестьян информации — отвечает за это специалист по надзору соответствующего самоуправления.
До конца декабря все специалисты нашего края должны в очередной раз собрать ежемесячные ана-лизы молока. Все они предупреждены, что декабрь — последний месяц, когда их работа оплачивается в прежнем порядке. За время, которое осталось до конца года, они должны проинформировать людей, каким образом будут работать в дальнейшем, а также сообщить, сколько будет стоить впредь их услуга. Суммы они устанавливают самостоятельно. Волостные управы, вероятно, обеспечат специалистам часть ставки. Если же человек решит, что выгоднее ему будет уйти на “биржу” или находит иные варианты, владельцы стада смогут обращаться к любому другому сертифицированному специалисту по надзору. Следует лишь считаться с тем, что отныне эта услуга будет платной. Очень хочется верить в то, что цены для крестьян окажутся приемлемыми. А в случае возникновения неясностей всегда можно обратиться ко мне по телефону 29235737, и мы сообща решим этот вопрос. Принимаю я в Краславе раз в неделю, по понедельникам, с 9 до 13 часов. Кстати, с нового года прием буду вести в том же здании, что и сейчас, только в другом кабинете.
Пока, насколько мне известно, не изъявили особого желания работать со следующего года специалисты в двух волостях нашего края, остальные раздумывают, взвешивают. Вопрос этот, в любом случае, пока не закрыт: а вдруг управы еще найдут способ изыскать дополнительные средства на оплату труда специалистов по надзору?! Так или иначе, думаю, перемен в будущем всем нам избежать не удастся”.
Вот так, дорогой читатель… Живем, словно в сказке: чем дальше — тем страшнее. Потому что лихорадочное стремление побольше сэкономить привело к совершенно необдуманному урезанию бюджета, не принимающему во внимание нужды тех, кто этот бюджет, в общем-то, и создает: людей, налогоплательщиков. Бессистемное сокращение финансирования ряда отраслей, причем без малейших признаков логики и здравого смысла, нам еще аукнется. И, похоже, ждать этого осталось совсем недолго…
Марина НИПАНЕ.