В Аулейском народном доме 17 августа состоялась встреча с сибирскими латышками, точнее, латгалками.
Три женщины — Нина Грабовска, чьи предки поселились в сибирском селе Малиновка (а сама она теперь живет в Ачинске), Мария Викторенко (урожд. Куртиш) из Ченстаковки и Татьяна Жога (урожд. Матишева, предки переехали в Сибирь из Витебской губернии, а сама проживала в Малиновке) — являют собой уже третье поколение латгальцев, когда-то выехавших в Сибирь и получивших там земельные наделы. Они бережно хранят не только воспоминания о родной земле, но и живой латгальский язык, правда, с вкраплением в него русских слов.
В ходе мероприятия руководитель экспедиции, профессор Лидия Лейкума и ее команда представили собранный материал — видео- и аудиозаписи с воспоминаниями и песнями сибирских латгальцев (именно такая национальность указана в их документах), а также карты географического расположения мест проживания переселенцев из Латвии (в то время страна еще не обрела незавиcимость), сохранившиеся вещицы. Ими сибирские латыши всегда дорожили, так как эти предметы напоминали им о корнях.
В экспедициях, прошедших с 2004 по 2009 год, участвовали филологи, журналисты, кинооператоры, документирующие материалы, учителя, преподающие соотечественникам латышский и латгальский язык, а также фольклористы, демонстрирующие народные песни и танцы. Приглашали также священника Айгара Бернана, который служит в Пиениньском и Знотиньском приходах. По словам руководителя проекта Лидии Лейкумы, встреченные в экспедиции латгальцы пожелали пообщаться с живым ксендзом, поскольку в их краях таких нет и о католических священниках им известно только по рассказам предков.
Расстояние между соседними селами в Сибири составляет 30-40 километров. Для местных жителей это сущий пустяк, аулейцы же удивленно улыбались.
Сведения о сибирских латышах черпаются из разных источников, но в основном из книги Вильберта Краснайса “Латышские колонии”, изданной в 1938 году. В наши дни такой информации практически не сыскать. Латыши переселялись в Сибирь целыми деревнями, чтобы легче укорениться на чужбине. Поскольку наиболее распространенным средством передвижения в те времена была железная дорога, то и дома наших соотечественников стоят преимущественно вдоль Транссибирской магистрали. В 1895 году она тянулась вплоть до Ачинска, поэтому основные латышские поселения расположены в Ачинске (жители Балвского района), Новосибирске и Красноярске (в основном выходцы из теперешнего Краславского района).
Из воспоминаний сибирских латышей: “По приезде латгальцы не имели ничего. Земельный надел на чужбине был не из лучших — в основном лес. Разрабатывали своими силами: корчевали, пахали, сажали картошку, вырезали из дерева ложки, чтобы было чем есть. Позже стали строить дома”. По словам сибирячек, постройки были прочные. Казалось, жизнь налаживается, но тут грянула коллективизация, имущество отобрали. В наши дни на смену колхозам пришли кооперативы, жить становилось все лучше, но мировой кризис не обошел и Сибирь, породив в регионе экономическую нестабильность.
После небольшого диалога с гостьями, чтобы скрасить их пребывание на исторической родине, выступили латгальские фольклорные группы “Aulejas sievas”, “Sovvaļnīki”, “Izvoltīši”, “Rikava” со своими своеобразными песнями и ритуалами.
На выставке в фойе виднелись фотоснимки, сделанные участниками экспедиций. Кстати, краславчане уже видели их — в начале марта в историко-художественном музее.
Илона СТЕПИНЯ.