На этот обновленный дом на углу улиц Бривибас и Студенту я поглядывал давно, да и в магазин захаживал не раз. Ведь сейчас рыночная ситуация такова, что товаров уйма, а найти нужную вещь по вкусу и размеру — задача не из легких.
Здесь мне удавалось подобрать то, к чему душа лежала. Но больше всего хотелось попасть во двор, где на моих глазах постепенно рождался музей под открытым небом. Не я один испытывал подобное желание: как выяснилось, сюда наведывались с фотоаппаратами гости Краславы из Англии и Швеции.
Семейная фирма — характерная модель малого бизнеса и проверенный способ выживания. В эпоху массовой разрухи и эпидемии безработицы многие ухватились за коммерцию, как утопающий за соломинку. Так поступили Ольгерт и Ирена: других вариантов не было, а в семье Подяво подрастали двое детей. Он родом из польской семьи в Краславе, она, латышка, прошла школу крестьянских наук в Удришской волости. Было дело, брались оба и за сельское хозяйство, но в конце концов остановились на коммерции. Может, и потому, что Ирена по профессии работник торговли, а Ольгерт, как говорится, мастер на все руки, в свое время закончил аграрный техникум. Прежде, чем открыть свой магазин, приобретали опыт на рынках, на что ушло с добрый десяток лет.
Главная задача выполнена — дети почти взрослые и никогда не испытывали нужды. Сын Анджей обосновался в благополучной Англии. Притом по второму кругу. Первый раз сда-вал экзамен на трудолюбие и выносливость на клубничных плантациях, а теперь нашел подходящую работу в самом центре Лондона. Сменил две автомашины, личный транспорт необходим в большом городе. Сдает на водительские права и его сестра Инара, одиннадцатиклассница школы “Варавиксне”. С ней я познакомился за прилавком родительского магазина в выходной день, когда здесь было многолюдно.
Оставшись без постоянной работы в трудные девяностые годы, Ольгерт приобретал предпринимательский опыт не без труда. Первый путь был тернистым, а иногда и рискованным, но альтернативы в то время не было. Сказал “а”, говори “б”... И если ранние поездки супруги Подяво совершали в Вильнюс и польские города, то теперь мар-шрут иной — Рига, Даугавпилс, Резекне.
Мечта о собственном магазине начала сбываться лет шесть назад, когда наши коммерсанты решились приобрести невзрачное здание в очень выгодном месте. За капитальную реконструкцию взялись отец и сын, и дело стало продвигаться. Ольгерт признается, что в тот трудный год спать приходилось мало — поджимали сроки. Все получалось, а когда приобретали вторую половину дома, Анджей помог родителям английскими деньгами. Кредитов семейная фирма старалась избегать, правда, теперь отважилась взять в лизинг автомашину — без колес в коммерции не обойтись.
Без тележных, в нашем случае, тоже. Антикварной страстью глава семьи заболел давно, золотые руки всегда просили работы, а прикосновение к старинным вещам — радость. Многие экспонаты в музее под открытым не- бом — дедовское и отцовское наследство. Узнав о хобби Ольгерта, знакомые дагдчане подарили ему настоящее богатство — дрожки и линейку. Один из них, Янис, так и сказал: “Были купцы, но лучше я тебе сделаю хороший подарок”. Обе гужевые повозки и стали основой большой экспозиции. Само собой разумеется, что мастеровой человек собрал отдельную коллекцию старинных инструментов и приспособлений: тиски, наковальня, струбцины, рубанки, пилы... Широко представлены и орудия труда крестьянского быта — плуг, соха, борона, конная упряжь. Настоящее сокровище, которое денно и нощно охраняет умная лайка по кличке Лаки.
Торговое здание после основательной реконструкции преобразилось так, что ему нет равных среди деревянных строений на этой улице. Поэтому сюда с удовольствием заглядывают покупатели, а в просторных коммерческих интерьерах легко отыскать нужный товар. Специализацию магазина подсказал спрос, где широкое предложение женской и мужской одежды и обуви. И не только... В семейной фирме обязанности распределились так: Ирена — президент, экономист, бухгалтер и товаровед, а Ольгерт — экспедитор, шофер, завхоз и строитель. В нашей беседе он вспомнил добрым словом замечательного калниешского плотника Фреда Лукьянского, у которого проходил школу мастерового. Декоративные бетонные барьерчики во дворе Ольгерт выложил сам: его рукам одинаково послушны дерево, металл и камни. Во всем — добротность и художественный вкус. Тот случай, когда мы говорим: “Красиво жить не запретишь”. Несколько раз выбегал я во двор с фотоаппаратом: жернова, старинная посуда и обновленные подковы — на счастье.
Обсудив деловую часть, мы с хозяином разговорились о рыбалке, к которой он пристрастился с юных лет. В последние годы Ольгерт увлекся балансирами и даже за ушедшую трудную зиму добыл на уловистую финскую блесну более полусотни щук. Были экземпляры и по 3 — 4 килограмма. А из летних трофеев азартный рыболов гордится лещом весом 3,6 кило, пойманным летом на Даугаве. И что любопытно, сам удильщик считается главным семейным кулинаром по приготовлению рыбных блюд. Ирена честно сказала, что конкурировать с ним на кухне бесполезно, а фирменные блюда Ольгерта — фаршированная щука, лещ, запеченный в духовке, и рыбные котлеты по секретному рецепту.
Зато хранительница очага — мастерица по приготовлению солений и варений на зиму. Гости всегда нахваливают ее овощное ассорти с рисом, грибные солянки и кабачковые лечо. Общительная чета с удовольствием при-нимает гостей, особенно на Рождество, на Пасху. И в короткую ночь Лиго, хотя в роду нет Янисов. Пока нет... Подяво стараются посещать городские мероприятия, обязательно бывают на играх КВН, в которых участвует дочь Инара.
По весне фирма отпразднует первый юбилей — пять лет со дня регистрации. Трудоустроив себя, Подяво помогли еще и другим. Продавцы Мария Полтаренок и Светлана Самсонович высказали немало теплых слов о хозяевах, с которыми им посчастливилось работать.
Алексей ГОНЧАРОВ.