Расходная часть бюджета Дагдского городского самоуправления на 2009 год — со знаком минус почти по всем позициям. В цифрах бюджет города нынче составляет 2437630 латов, что на 337219 латов меньше, чем факт прошлого года. На 55698 латов увеличены средства для пансионата “Абельдарзс”, на 10585 латов — прочие расходы (возврат кредита и процентов по нему), а также на 3738 латов — раздел взаиморасчетов.
Более детальное изложение вопросов бюджета — в интервью с председателем городской думы Виктором Стикутом.
Мой первый к нему вопрос: чей бюджет урезан больше всего?
— Нынешний бюджет города Дагды составляет 2,4 миллиона. Сумма солидная, однако более половины средств — это образование и медицина. Самое большое сокращение со стороны государства переживает медицинская отрасль — против прошлогоднего минус 200519 латов. Практически по всем статьям расходы пришлось снижать, иначе не сбалансировали бы бюджет. Больше всего средств — 66366 латов, или 50% — отняли у предприятия “Pilsētsaimniecība”, поскольку не хотели увольнять людей. Конечно же, приложим все усилия, чтобы летом город не зарос крапивой и другими сорняками, однако людям придется смириться, что обкосить на уровне прошлого года вряд ли сможем.
— В кризисной ситуации не мешало бы и самим жителям проявить патриотизм…
— К сожалению, многие землевладельцы живут не в Дагде. Даже здание думы стоит на земле, принадлежащей гражданину Израиля, и каждый год мы платим ему за аренду в размере 10% от кадастровой стоимости. Людям, может, кажется, что в думе огромный штат, высокие зарплаты. Увы... Управленческие расходы нынче составят 133900 латов, на 36554 лата меньше, чем в прошлом году. Отменена доплата, которую, согласно положению, работники получали перед отпуском.
Собственно, никаких других премий у нас и не было. На десять дней придется уйти в отпуск без содержания, в противном случае доход и расход не сбалансировать. Да и оклады работников думы сокращены на 15%, а у некоторых приближаются к минимуму. Установку бывшего премьера Ивара Годманиса о двух минимальных зарплатах выполнить не смогли, в таком случае пришлось бы сокращать людей.
А этого позволить себе нельзя: каждый работник выполняет конкретные функции, возложенные на любое самоуправление. Через три месяца будет уезд, и дума должна будет взять на себя определенные обязательства. Пока я даже представить не могу, как справиться с ними при существующих штатах, о сокращении же и речи быть не может. Мы не уволили ни одного работника — ни в думе, ни в учреждениях самоуправления, поскольку объективно не могли себе этого позволить. Продолжат работу все 11 самоуправленческих учреждений.
— Неужели в бюджет не заложены средства для формирования штатов будущего уезда?
— Ни сантима. Пройдут выборы, соберется новая дума и внесет коррективы в бюджет. Без них не обойтись. Например, социальная служба, предусмотренная для обслуживания дагдчан, при теперешнем бюджете не сможет взять на себя весь край. Это нереально. В волостях непременно останутся люди — где-то больше, где-то меньше, исходя из средств. Если финансов не будет, придется сокращать. Но только при ус-ловии отсутствия денег. В любом случае, ситуация незавидная, и в новом уезде будет над чем поломать голову.
С внесением поправок в правила, согласно которым взаиморасчеты за обучение теперь нужно производить по реальным затратам.. Волости больше не в состоянии заплатить Дагде за услуги учебных заведений. В прошлом году в виде взаиморасчетов мы недополучили 67000 латов и получается, что город дотирует волости. Нынче этого больше нет, ибо учитываются реальные затраты, в связи с чем возникли новые проблемы. Волости, по сути, должны выбирать между сокращением штатов и платой за школы. Но Дагда не может ни заставить, ни повлиять.
Да и после образования уезда новому составу самоуправления не следовало бы как-то давить на уже утвержденный волостной бюджет, дав возможность доработать до конца года в рамках принятого фи-нансового плана, так же, как государство дает доработать району.
Однако придется изыскать средства для администрации нового края. В нашем случае источник только один — Дагдская волость. Ее бюджет — единствен-ная возможность, чтобы обеспечить финансирование содержания административных управленцев края. Другого выхода нет, а порождать хаос не стоит. Можно, конечно, консолидировать волостные бюджеты, но разве на местах уже не учли свои возможности и запросы?
— В прошлом году Дагдская дума щедро поддерживала общественные организации. Что нынче? Будут ли вообще деньги на отдых, спорт, культуру, религию?
— Общественные организации будем финансировать гораздо скромнее, но все они останутся. На отдых, спорт, религию и культуру отводится 202118 Ls, на 53125 Ls меньше прошлогоднего. Так, средства для нардома сокращены на 28843 Ls, молодежного центра — 9875, телестудии “Эзерземе” — 8160, общества пенсионеров — 1296 Ls.
— Не предлагалось ли сэкономить за счет телевидения?
— Телестудия “Эзерземе” образована в 1992 году. Тогда тоже в Латвии царил кризис, сказывались еще последствия путча. Мы создавали телевидение для того, чтобы рассказывать людям о событиях в стране, и оно себя оправдало. Теперь выходит в эфир часовая передача для жителей края, производится обмен записями с Латгальским, Краславским телевидением. Мы не вправе позволить себе такую “роскошь”, как закрытие единственного средства массовой информации.
К тому же телевидение требует немного — в нынешнем бюджете на него заложено только 13300 латов, фактически заработная плата и социальный налог. Работают три человека, из них репортер — на полставки. Директор телестудии — обязательная штатная единица, ведь это самостоятельное учреждение, со своей печатью. Не обойтись и без оператора. На мой взгляд, передачи Дагдского ТВ качественные, способные конкурировать с большими каналами, где над одним сюжетом работает гораздо больше народу. Своя газета или Интернет-сайт обошлись бы намного дороже, чем телевидение.
— Кое-где решили сэкономить за счет низкооплачиваемых работников и уволили уборщиц…
— Мы этих людей вообще не трогали, более того, оставили им прежнюю зарплату. Как я уже сказал, не сократили ни одного человека. Правда, кое-что перестроили, но это уже другая опера. В свете распоряжения Годманиса о том, что в одном учреждении работник не может совмещать две должности дольше, чем два месяца в течение одного года, пришлось ликвидировать одну должность в средней школе. Человек выполнял одновременно работу сантехника и столяра, но полставки ему сняли и поставили работника перед фактом, что ему все равно придется выполнять и ту, и другую работу, оговорив это в штатном расписании.
Абсурд, да и только: заставляем объединять и одну работу делать бесплатно. В думе вышло то же самое — пришлось объединить полставки администратора по налогам на недвижимость и плановика, а затем предложить человеку выбирать, какую из них он будет выполнять как основную, на полную ставку. Вы- бор пришелся на плановика, но ведь и налоги надо администрировать. Просили человека делать и то, и другое. Фактически распоряжение правительства вступает в противоречие с Законом о труде: мы не можем ликвидировать ни одну, ни вторую должность, обе нужны, но полной ставки не получается.
— Предусмотрены ли средства на проекты?
— Самоуправление внесет свою долю в проект обустройства школьного кабинета естественных наук. Жизненно необходимо расширять детсад, на ремонт которого потребуется около 6000 латов. Школьная библиотека из здания детсада переведена в учебное заведение, ближе к пользователям. Как только закончим пристройку к Народному дому, туда переедет городская библиотека, а детская займет ее помещения в нардоме. В освободившихся помещениях дошкольного учреждения сможем открыть новые группы. Закупка уже объявлена, строительство начнется весной, и постепенно все здание перейдет к детсаду. Также будет осуществляться проект утепления здания Дагдской средней школы.
Кстати, чтобы сэкономить бюджет, воспитательницы отправятся в десятидневный отпуск за свой счет. Выбрали Пасху, так как в это время больше выходных. Добавив еще четыре дня, сэкономим на отоплении, и, в конечном итоге, сумеем удержать плату за нахождение детей в садике. Правда, уже теперь она немаленькая — 1,70 лата в день, но при верстке бюджета вырисовывались 2 лата. Однако благодаря режиму экономии, никого не уволив, удалось сохранить прежний тариф. Оклады воспитателей не трогали, сняли лишь проценты доплаты.
— Детсад расширяется, а что будет с художественной, музыкальной школами?
— Эти учреждения останутся в своих помещениях, однако меня настораживают настроения в Министерстве: посещение художественной и музыкальной школ предлагается отнести к занятиям в кружке по интересам, а не сохранить как учебные заведения с государственным финансированием.
Пожелает самоуправление финансировать, они будут, ну, а нет, так нет… Думаю, не следовало бы взваливать все на кошельки родителей, тем более что люди все равно не смогут заплатить, и школы придется закрыть. Допустим, осилят плату двое-трое родителей, но это уже уровень частной школы. И художественная, и музыкальная школы аккредитованы, и на денный момент у нас нет никаких сомнений в их дальнейшем существовании. К тому же, о той и другой отзываются только положительно — и родители, и учащиеся, и гости, которые их посещают.
— Оправдалась ли реконструкция городского освещения? Иными словами, сколько сэкономили?
— Приблизительно 30 процентов. Если раньше за электричество платили 1600 ла-тов в месяц, то теперь неполную тысячу, к тому же еще ни разу не меняли лампы. Экономия действительно ощутимая, вместе с тем пришлось пересмотреть режим освещения в сторону сокращения его продолжительности. Конечно, никто не запрещает ши- ковать, однако ночи стали короче, и не так страшно. Экономим не первый год, деньги никогда не были в избытке, и приходилось тщательно взвешивать все затраты.
В текущем году намечаются проблемы с содержанием дорог — дотация из Дорожного фонда сокращена наполовину. Метеорологической станции в Дагде больше нет, мы не можем представить в Ригу объективную информацию о толщине снежного покрова и температуре, официальные же сводки расходятся с действительностью. Если для других такой бюджет подходит, то для Дагды, как и ряда других латгальских самоуправлений — однозначно нет.
Спасает то, что закупку по расчистке больших дорог выиграло Дагдское дорожное управление, техника которого стоит в городе. Выезжает, опускает лопату и чистит нашу дорогу — отпадает нужда перегонять. Когда именно чистить, распоряжаемся сами. В свою оче-редь, коммунальное хозяйство победило в конкурсе на содержание маленьких улиц, но есть одна проблема: их техника не способна выполнить работу так, как нам того хотелось бы. Требуются более современные механизмы.
— Государство предпринимает ряд непопулярных мер, в том числе закрывает больницы, учебные заведения. Жители района обеспокоены судьбой не только сельских школ, но и Дагдского ремесленного училища, ведь для многих семей это единственная реальная возможность дать ребенку профессию.
— О роли Дагдской средней ремесленной школы следовало бы рассуждать в более широком, общелатгальском масштабе. Мы добились того, что учебное заведение оставлено в списке поддерживаемых школ на территории Латгальского региона планирования. Оно — своего рода опорный пункт для молодежи Дагды и окрестных волостей. Здесь дают высококачественное, но более дешевое образование.
Одновременно дети успевают достигнуть возраста, когда в большом городе уже не затеряешься. Увереннее чувствуют себя родители, довольны дети. Вместе со средней школой и другими учебными заведениями училище позволяет сохранить в Дагде интеллигентную среду, ибо высококвалифицированные кадры, бесспорно, формируют благоприятный климат в городе и не могут не повлиять на остальных жителей. Нравится это кому-то или нет, но Дагде уготована роль знаменосца на территории будущего уезда, а значит, она должна стать образцом во всех сферах, чтобы было на кого равняться остальным. Впрочем, в реальной жизни так и происходит, и примеров у меня предостаточно.
Важно и то, что ремесленная школа является одним из главных работодателей, обеспечивает поступления подоходного налога в городской бюджет. Да, там работают и жители волости, но ведь скоро мы все станем одним краем. Коль уж исторически здесь не развилось серьезное предпринимательство, то надо хранить и лелеять то, что есть.
А живет территория благодаря бюджетным организациям. Дагда является самым многочисленным населенным пунктом на немалой территории, где ничего нет. Расстояния — тоже значимый фактор, и это следует понимать и здесь, и наверху. Конечно, зная о существовании только шоссе Рига-Юрмала, человек, возможно, иначе представляет себе все то, что происходит за его пределами. Государство должно открыто сказать, что оно может предложить людям в условиях глобального кризиса, когда рушатся даже гиганты машиностроения.
— Высказывания высокопоставленных мужей в СМИ недвусмысленно указывают на то, что придется еще туже затянуть пояса, экономить еще жестче. Вы уже сократили средства на социальные пособия, социальную службу. Лишается финансирования общество инвалидов “Nema”, отделение Красного Креста. Что остается человеку, потерявшему работу на предприятии и не питающему никакой надежды найти новую?
— Мы — люди земли, поэтому на нее должны вернуться и за нее держаться. Земля всегда накормит. Не надо сидеть на асфальте и ждать, пока благотворительная организация поднесет миску супа. Да и искателей счастья нигде особо не ждут, мы слышим, что происходит в Ирландии и других странах, которых тоже коснулся кризис. Просто в крупных и богатых государствах он проходит не так болезненно, как у нас. Осенью станет еще труднее — закончится выплата пособий, а есть хочется каждый день.
Советую всем, у кого в деревне остались родители, бабушки и дедушки: возвращайтесь! Каждый должен составить собственный план преодоления кризиса, причем в нескольких вариантах. Первый — земля никогда не подведет. Стоит вооружиться хотя бы лопатой, и попытаться обеспечить семью едой. Ну, а если не захочется, то продолжайте уповать на Красный Крест. Или на другой крест…
— Спасибо за интервью!
Юрис РОГА.