Кризис накрыл всю планету, а в самом бедственном положении оказались совершенно неподготовленные страны. Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол. Он звонит по тебе.
Вещие слова, понятые нами с опозданием.
До чего страну довели! Произнося риторическую фразу, мы с пеной у рта готовы обвинять в нагрянувшей беде кого угодно, только не себя. Больше всего булыжников сейчас летят в сторону парламента и правительства. Что не совсем справедливо: власть бесконтрольна только при сонном народе. С нашего молчаливого согласия страна медленно и уверенно сползала к роковой черте.
Приводя к руководству одни и те же партии, избиратели сами позволяли правым беззастенчиво обслуживать интересы богатых. Разрушив традиционную латвийскую промышленность и загнав в тупик некогда развитое сельское хозяйство, новая власть предложила собственную экономическую модель развития страны — “Купи, продай!” Вот дружно и торговали, не своими — импортными товарами, поддерживая латами, долларами, а позже и евро, финансовое благополучие Турции, Китая, Японии и даже Польши, Литвы. Под наплывом легких и быстрых денег резко возросли цены на недвижимость.
На возникшей кредитомании не упустили своего банки, в основном зарубежные. Реклама делала свое дело, и, действительно, на сделках с недвижимостью кое-кто здорово разбогател. Только чудес не бывает: пузырь лопнул, а обвал цен на рынке недвижимости загнал в тупик тысячи семей, мечтавших быстро подзаработать или обзавестись собственным земельным участком, жильем за счет легкодоступных кредитов. Тогда и сложилась иллюзия жирных лет.
Схожая картина наблюдалась и в аграрном секторе. С большим опозданием до нас дошло: страны старого света видели в государствах, новых членах ЕС, реальную возможность расширения рынков сбыта собственной продукции. Беззастенчиво реализуя шкурные интересы, старшие товарищи, простите, господа нашли подход к отдельным менеджерам государственного масштаба.
В который уж раз министр земледелия с экрана телевизора упрямо внушает народу: от ликвидации местной сахарной промышленности в финансовом выигрыше оказались даже крестьяне и переработчики. Но ведь Латвия навсегда потеряла традиционную отрасль! Нынче дамоклов меч навис над латвийскими молочниками. Совсем недавно дилетанты у власти рьяно агитировали крестьян не бояться кредитов, участвовать в проектах, строить молочные комнаты и современные фермы, приобретать дорогостоящую технику.
Тысячи сельских семей, сделавших крупные ставки на развитие молочного животноводства, верили своим кормчим-аграриям. В стране, где традиционно никто ни за что не отвечает, а пред-ставители партий власти пекутся лишь о собственных благах, случилось то, что и должно было случиться. Доведенные до отчаяния издевательскими закупочными ценами на сельхозпродукцию, латвийские крестьяне вывели на дороги республиканского значения мощную технику. Массовые акции протеста принимают затяжной характер.
Невозмутимый министр земледелия Мартиньш Розе в упор не слышит требований об отставке и продолжает кормить сельхозников обещанием. А те требуют на спасение только молочной отрасли 24 миллиона латов!
Где взять такую сумму, если бюджет продолжает трещать по всем швам. Выклянчивая миллиардные кредиты, власть имущие не придумали ничего лучшего, как решать нарастающие финансовые проблемы за счет простого народа. Продолжается урезание финансирования образования, здравоохранения. Невозмутимо провозглашается идея сокращения количества школ, лечебных и социальных заведений. Только бюджет здравоохранения сокращен на 100 миллионов латов!
Стоимость приема к врачу возрастает до лата, к специалисту — до пяти. Плата за день пребывания в стационаре обойдется уже в 12 латов, что по сути лишает большинство людей доступности медицинского обслуживания. Становятся дороже и ранее компенсируемые лекарства, что уже вызвало протест не только инвалидов.
В то же время даже в уже кризисном 2008 году маленькая страна умудрилась потратить на госуправление 800 миллионов латов! И только на днях премьер проинформировал главу государства о собственном радикальном плане реорганизации системы госуправления. Ивар Годманис наконец-то сообщил: из 138 агентств уцелеют только 86.
Дал бы Бог… Вселяет надежду заявление премьера о том, что часть оставшихся госагентств впредь не смогут рассчитывать на бюджетную подкормку — придется деньги зарабатывать самим за счет оказания платных услуг населению. Подобная реорганизация системы госагентств только в этом году позволит сэкономить около трех десятков миллионов латов. Объявлено и о грядущем сокращении числа министерств путем их слияния.
Одного опасаюсь: правительство отправят в отставку и опять останутся одни благие намерения, которыми вымощена дорога в ад. К сожалению, последние переговоры президента с представителями партий на тему выхода из экономического кризиса и формирования профессионального правительства преврати- лись в дискуссионный клуб.
В хитроумном предложении “народников” досрочно распустить сейм, в прочих сумбурных предложениях позиции и оппозиции, в отстранении реального борца с коррупцией Юты Стрике от возможности занять пост главы KNAB явно усматриваются сугубо партийные интересы, реализация которых не оздоровит кризисную ситуацию и не предотвратит сползание республики к роковой черте. За которой — банкротство.
Народ, не утруждающий себя мыслить перспективно, не умеющий выбирать власть и ленящийся ходить на референдумы, получил то, что заслужил. Умышленно расколотое общество, бесконечный поиск врагов и виноватых и всеобщий пофигизм, когда на все наплевать — была бы сегодня миска супа. Наивно сводить понятие гражданского общества только к одним усилиям большинства латвийских журналистов.
Тем временем доморощенный кризис больно ударил почти по каждой семье. Годы хронического бездействия и безответственности властей породили на всех уровнях новую касту управленцев, преуспевших лишь в одном — в проедании бюджетных средств. Вскоре они дружно ринутся в бой за легкими хлебными должностями. До выборов в самоуправления остается четыре месяца. Думайте об этом, уважаемые читатели-избиратели. Кризис человечности порожден только нами.
Алексей ГОНЧАРОВ.