Первые многоквартирные дома в колхозах и совхозах особым сервисом не отличались, и условия в них, по современным меркам, были жалкими.
Но это — в первых. Со временем и в поселках выросли жилые дома с центральным отоплением, горячей и холодной водой, централизованным газоснабжением, благоустроенными дворами, специально оборудованными площадками для сбора отходов. Теперь от всего этого великолепия остались одни воспоминания, многие дома зияют пустыми глазницами окон и дверей, а вместе с ними уходит в небытие все, что вложено человеком в строительство и содержание жилья.
Впрочем, в отдельных волостях многоэтажки сумели сохранить. Образцом печного отопления в многоквартирном доме может служить поселок Андзели. Раньше и в этих домах было центральное отопление, но после горбачевской перестройки жильцы сложили печи и плиты, причем так, чтобы не навредить внешнему облику здания. В свою очередь, Асуне, Шкяуне и Робежниеки имеют все основания гордиться тем, что обеспечили жителей центральным отоплением.
О многоэтажках в поселке Робежниеки районная газета в последние годы практически не писала. И вот информационный повод появился: усилиями самоуправления приведена в порядок кровля двух 18-квартирных домов. На одном из них шифер заменили ондулином — прочными, экономичными, легкими волнистыми листами, состоящими из композитного органического материала и под высоким давлением и температурой пропитанными краской и модифицированным битумом.
Материал не содержит асбеста, а значит, безвреден для человека. Проблему второго дома, под плоской крышей, пришлось решать путем реновации. На гидроизоляционный материал, полученный при пропитке кро- вельного картона жидким нефтяным битумом, с двух сторон нанесли слой битума. Такой рубероид удобен в обращении и вполне современный стройматериал. В подъездах обоих домов поставили новые двери.
Подачу тепла обеспечивает котельная возле одного из зданий, построенная в 2003 году. Горячая вода, правда, отсутствует, за исключением тех квартир, хозяева которых позаботились об установке бойлера. Температура в жилище разная, и как рассказала одна из женщин, многое зависит от самих обитателей. Там, где старые окна заменили на пластиковые, проблем нет. Если же человек даже не пытается заткнуть дыры, и по комнатам гуляет ветер, то, как говорится, сам виноват. Два десятка лет — далеко не преклонный возраст для этих домов. Впрочем, в одном из них все же прохладнее, хотя и не настолько, чтобы превращать это в проблему.
Куда больше люди опасаются за будущее. Им неведомо, как будет организовано содержание жилья в уезде. Пока топят, а что дальше? Оба дома самоуправление занесло в Земельную книгу, большинство же жильцов, выкупивших квартиры за паи, так и не довели до конца их приватизацию. А если кто-то не сделал это раньше, то теперь вряд ли стоит приобретать жилье в собственность: оно оценено, по мнению людей, чересчур дорого — около двух тысяч латов. Захочешь продать, вряд ли получишь даже десятую часть суммы. И все же положение жильцов многоквартирных домов в Робежниеках видится более обнадеживающим, чем в некоторых других волостях.
Юрис РОГА.