Человек и природа Так случается постоянно: в период начала ледостава в редакцию поступают телефонные вопросы: “Что делать, в полынье замерзают лебеди?” И обычно я отвечаю, что самое разумное не вмешиваться в ход явлений, по которым тысячелетиями живет природа.
Только в последние десятилетия, видимо, с глобальным потеплением, некоторые виды водоплавающих птиц начали зимовать в наших краях. Первыми массово отказались от дальних перелетов в теплые края утки, затем их примеру последовали выводки лебедей, которых постоянно можно встре-тить на незамерзающих участках речки Дубны и на Даугаве.
Первый лед постоянно вводил в замешательство лебедей, и они обычно оставались в озерных полыньях до того времени, пока пятачок воды не сужался до пары метров в диаметре. Так и в прошлом году вызов спасателей на озеро Перстень к якобы замерзающим лебедям был совершенно напрасным. Семейство, благополучно выбравшись на кромку льда, слегка поразмыслило, а уж потом с тяжелым свистом крыльев взяло воздушный курс на новое место. Уже нынешней зимой мне не раз звонили из разных уголков района сердобольные читатели, и я всех просил не вмешиваться в жизнь величавых птиц, численность которых в Латгалии явно увеличивается. Что радует и возлагает на людей особую ответственность. Ведь не забыты и предательские выстрелы…
В новом году произошел драматический случай на Даугаве, когда лебединое семейство оставило в полынье ослабшего детеныша с серым оперением. Краславчане, заметившие одинокую птицу, сразу смекнули о беде и стали подкармливать молодого лебедя, а тот не отказывался от угощений. Так поступала и семья Критенко, которая приносила к полынье в городской черте не только хлеб, но и овощные ла-комства, с удовольствием принимаемые серым лебедем.
В субботу мы с Сергеем собирались на рыбалку, и он, словно предчувствуя наступающие морозы, позвонил мне, что с утра может задержаться — пора переселять лебедя в тепло, тем более, что он подыскал для него подходящее местечко на хуторе. Но все субботние попытки выманить птицу из полыньи на лед не увенчались успехом: позавтракав, лебедь продолжал водные процедуры. Нормально он вел себя и вечером того же дня.
Беда грянула в воскресенье, когда столбик термометра впервые опустился ниже отметки двадцать. Еще утром мне позвонил кто-то из краславчан: надо спасать лебедя. Тревожную ситуацию подтвердил и мой приятель Сергей: сам он не рискует подойти к полынье — опасно, а птица уже вмерзает в лед. На снегу полно лисьих следов. Отдадим должное краславским спасателям: они профессионально приблизились к обреченной на погибель птице, и вскоре Сергей уже принял в одеяло почти умирающего лебедя.
Природные законы естественного отбора беспощадны — выживают самые сильные звери и птицы. И родители-лебеди оставили своего детеныша, заметив его слабость. Так неоднократно случалось и с птенцами аистов. Люди, подбирав их, продлевали им жизнь на несколько лет, которую при всем желании нельзя назвать полноценной. Калниешского Буслика добрые люди Бутницкие и кормили, и обеспечивали теплым зимним жильем, только тот так и не вернулся к своим сородичам. Прирученный аист по весне несколько раз пытался вить гнездо, только не смог довести начатое дело до конца.
Вот и в Краславе где-то зимует одинокий аист, отвергнутый своими пернатыми сородичами, который приловчился летом выпрашивать рыбешку у удильщиков. За долгие годы работы в газете вспоминаю случаи прирученных косуль, лосят и даже волчонка. Только жизнь в неволе дикого зверя и птицы — это лишь существование. Однако ни в коей мере не берусь винить людей, сердца которых наполнены добротой и жалостью ко всему живому. Долго буду помнить женские слезы, когда Надежда Берзиня прощалась в лесу с прирученной куничкой…
Обессилевшего лебедя мы с Сергеем Критенко отвезли в теплый хлев индрского охотника Андрея Бырке. Последний шанс, а вдруг… Мой компаньон по рыбалке, словно извиняясь, говорил обессилевшей птице: “Ну почему ты вчера не дался мне в руки? Вот и попал под двадцатиградусный мороз. Сделал все, что смог, по крайней теперь совесть моя спокойна…”
Алексей ГОНЧАРОВ.