Письма в редакцию — это не только обратная связь, но и отражение реальной жизни. В них радость и боль простых людей, не избалованных вниманием властей.
И по негласному статусу газетчику надлежит быть адвокатом читателей по той простой причине, что в демократической парламентской республике народ всегда прав, с чем никак не желают согласиться власть имущие. А ведь люди требуют самую малость — нормальную жизнь.
Пытаясь быть объективной, жительница поселка Эзеркалнс Францишка Созвирская свое послание в “Эзерземе” разделила на две части.
Радость…
Вот и построили вело-пешеходную дорожку на маршруте Краслава — Эзеркалнс. Чему мы очень рады, повысилась безопасность самых юных пешеходов. Как хорошо, что и освещение провели: осеннее-зимние вечера долгие, а нам светло! Ранее о таком важном подарке мы не могли мечтать. Прекрасно и приятно осознавать, что это сделано для каждого жителя поселка.
Все началось с того, что в бытность мэром Гунар Упениек пообещал нам, избирателям, построить пешеходную дорожку. В то время даже не верилось, что это возможно. Теперь же стало понятно: ничего невозможного нет, если руководители прислушиваются к мнению народа и отвечают за свои слова. Результаты очевидны: мы пьем чистую воду из кранов, по вечерам в Эзеркалнсе горит свет, теперь вот от поселка в город ведет асфальтированная дорожка — для пешеходов и велосипедистов. От всей души благодарим бывшего председателя уездной думы и нынешнего депутата сейма Гунара Упениека и всех тех, кто причастен к строительству чудо-дорожки.
… И горечь обиды
Еще три десятка лет назад с разрешения правления колхоза “Тайсниба” мы, поселковые, строили вблизи домов хозпостройки. Так в местах, которые никому не мешали, вырастали хлева, гаражи, сарайчики, в том числе и для дров. Вот и я содержу свою хозпостройку в нормальном состоянии, не жалею денег на ремонт.
Одна беда: вдруг выясняется, что земля под ней принадлежит новоявленному собственнику. На участке появились колья — ничего не понять. Обратилась к землеустроителю, а тот меня “обрадовал”, что документально моя хозпостройка нигде не значится. Как могли продать землю под ней без моего согласия? Когда я выразила желание выкупить этот клочок земли, мне пояснили, что следовало раньше подавать заявление.
Обратилась в самоуправление, там тоже толком ответа не добилась. Невольно подумала: все мое богатство одна сотка и та кому-то приглянулась. А меня как бы и нет в поселке. Неужели такой страшный земельный дефицит, чтоб залезать людям на головы? Что теперь остается: поднять хозпостройку в воздух либо ждать, когда подъедет бульдозер? Интересно, кто и на каком основании принимает решения, затрагивающие самые насущные интересы простых людей?
Вот два контрастных примера отношения властей к людям. Одни на деле облегчают жизнь народу, для других ты как бы и не человек.
Подпись.
Понятно, что в данном случае без краткого комментария не обойтись. Ситуация, изложенная во второй части письма, более чем типичная. Земельные страсти, разгоревшиеся почти два десятка лет назад, не утихают и в наши дни. Чего греха таить: в силовой борьбе за гектары и сотки зачастую реализуют собственные интересы люди энергичные, ловкие, прекрасно знающие законодательство и прибегающие к услугам опытных адвокатов. По крайней мере в уездной думе есть примеры, когда сомнительные сделки проводились “в рамках закона”. Моральная сторона проблемы, как правило, остается “за кадром”.
С вашим письмом, уважаемая читательница, я побывал и в волостном совете, и в уездной думе. Ситуация, как говорится, сложная. И если даже сотка под вашими хозпостройками уже стала чужой собственностью, то это не безвыходное положение. Ваша ошибка заключается в том, что вы своевременно не позаботились об упорядочении земельной собственности. В конкретном варианте остается единственный выход — заключить договор об аренде земли с юридическим собственником. Хочется верить и надеяться, что новый хозяин войдет в положение пенсионерки. Ведь все мы люди, а мир добра держится на совести каждого. Стрессовые ситуации не продлевают жизни никому.
Алексей ГОНЧАРОВ.