В Лондон за английским... И не только...II часть

Лондон — один из самых древних городов Европы.

Шутка ли, год рождения — 43-й нашей эры. Именно тогда на северном берегу Темзы римляне основали поселение с названием Лондиниум. Место стало центром торговли и ремесел в Британии. Права и свободы Лондон получает в 1191 году от известного короля Ри- чарда Львиное Сердце. В 1192 году избирается первый мэр Лондона. Но в историю окунемся позже. Поговорим о Лондоне современном.

К началу 20-го века столица Великобритании становится самым большим городом в мире — с населением 6 миллионов человек. Сейчас в Лондоне проживает немногим более 7 миллионов.

Большой Лондон — это не просто город, это несколько самых разных городов вместе. Переезжая из одного района в другой, ты словно путешествуешь по миру.

Вот и первая остановка — Сити. Старый финансовый центр Лондона. И сегодня именно здесь сходятся все финансовые нити мировой экономики. Банки, финансовые конторы, лизинговые и страховые компании, инвестиционные фонды... Огромные серые здания Викторианской эпохи перемешаны с суперсовременными небоскребами. Сити живет с понедельника по пятницу. На выходные же — это пустынный район города, где не работают ни кафе, ни рестораны, лишь одинокие туристы с изумлением разглядывают мощные двери банков и фондов... Больше здесь и смотреть-то не на что. Скучно в Сити на выходные... Зато в будний день... С самого раннего утра Сити — это муравейник. Клерки, менеджеры, экономисты, аналитики — “белые воротнички” — снуют из конторы в контору. Встретить человека без галстука в Сити так же невозможно, как человека в галстуке на пляже озера Зирга в жаркий день. Все заняты своим делом, все торопятся, бегут... С 9 до 17 часов.

В пять вечера все кардинально меняется. Единственный в Сити паб напол- няется до отказа. Галстуки набекрень, пиджаки небрежно брошены на стуле. “Белые воротнички” оживленно беседуют. Что они обсуждают? Да мало ли о чем могут говорить после работы... Об очередном “заскоке” у шефа, о красивых ножках новенькой секретарши, о причудах арабского клиента... Отдыхают люди... Ровно в 22.00 паб закрывается. Сити пустеет. А утром все сначала. Ну и хватит о Сити. Это не самое интересное в Лондоне.

Исторический центр Лондона — место всем хорошо известное. Биг Бен, Вестминстер, Трафальгар-сквер, Пикадилли, Стренд... Огромное количество туристов. Толпы, толпы, толпы... Разговоры на всех языках мира... Мы вернемся сюда обязательно, но позже. Сейчас только об одной главной проблеме.

Румыны... Об этом пишут газеты, это обсуждают эксперты на центральных телеканалах... Воруют. Все подряд. Но чаще всего кредитные карты, кошельки и мобильные телефоны. После вступления Румынии в ЕС десятки тысяч криминальных румынов хлынули в благополучный и наивный Лондон. За 2007 год с чужих кредитных карт было украдено около 200000000 фунтов. Занимаются этим дети и подростки. Мастерски, виртуозно. Особенно в историческом центре города. Пока изумленные туристы фотографируют колонну Нельсона, Биг Бен, Уайтхолл, из карманов пропадает все, что представляет со- бой хоть какую-то материальную ценность. Специальные программы ТВ посвящены тому, как уберечься от воров. Аналитики и социологи пытаются найти пути решения проблемы. Увы... Пока ничего не получается. Пройдем чуть в сторону от главных достопримечательностей...

Китайский квартал есть во многих городах Европы и Америки. С середины 50-х годов существует свой чайна-таун и в Лондоне. Маленький Китай. Квартал совсем небольшой. По своему размеру едва ли превышает район “исторического центра” в Краславе. Множество кафе и ресторанов, парикмахерских и медицинских “центров”. Вывески на двух языках: английском и китайском. Кое-где только на китайском. Свои газеты, своя радиостанция, свой мир. Туристы с огромным удовольствием отправляются в китайский квартал на обед. Совсем недорого и вкусно. Знаменитые пекинские утки вывешены прямо в витринах. Аппетитно разложены каракатицы и осьминоги... Огромной популярностью пользуются так называемые “горячие буфеты”. При входе с вас возьмут плату в размере 6 или 7 фунтов. А дальше... Вы можете есть столько, сколько в вас влезет. Однако, китайская кухня настолько сытная, что съесть много вам все равно не удастся. Хитро.

Артистический район Сохо расположен по соседству с китайским кварталом. Здесь находятся главные лондонские театры и галереи, выставочные залы и кинотеатры... Также секс-шопы и стрип-бары... Богема отдыхает на всю катушку. Можете присоединиться, если кошелек у вас туго набит фун- тами. Коль нет — довольствуйтесь созерца-нием вечного праздника. Тоже интересно...

Если вы натура свободолюбивая, нестандартная, если ваш герой Че Гевара или Мэрилин Мэнсон — вам прямой путь в Камден Таун! Интереснейший район! Собираются панки, рокеры, металлисты, антиглобалисты и прочая, прочая, прочая... Дух свободы самовыражения проявляется здесь особенно зримо. Конечно, среди всех этих молодых людей вы будете выглядеть “белой вороной”, но именно тут вы почувствуете себя так, как чувствуют себя панки в “благопристойном” районе. И ощущение это вам точно не понравится. В следующий раз, когда встретите панка или рокера в “своем” районе, вы, уверен, будете вести себя совсем по-другому.

А вообще ребята здесь улыбчивы и незлобивы. С вами обязательно поговорят, расспросят, откуда вы и что здесь позабыли. Угостят мороженным или леденцом. Это такая “фишка” — угостить “простого” леденцом. И отведут на рынок Камдена.

Рынок здесь совершенно уникальный. Цены очень умеренные, а вещи совершенно необычные. Майки с надписями, которые я бы не рискнул надеть никогда, цепи и всякие штуки для пирсинга, специальные краски для волос всех цветов радуги, разные аксессуары. Здесь же магазинчики экологически чистых продуктов и одежды. В Камдене нет отелей, только молодежные хостели, где за очень умеренную плату тебе предложат кровать и завтрак. Масса малюсеньких кафе и забегаловок. Правда полиции несколько больше, чем в остальном Лондоне. У Камдена “дурная” слава. Наркотики и все такое... Однако атмосфера там вполне мирная и безопасная, панки охотно позируют фотографам. Особенно вечером, когда пиво выпито и настроение отличное...

А сейчас побываем в самом обычном “спальном” районе Лондона. Итак, Машвилл Хилл.

В принципе ничего необычного... Третья зона метро, сто лет назад — окраина города, сейчас — обычный средний район большого Лондона. Место обитания “среднего” класса. На весь район два супермаркета, два ночных клуба, два кинотеатра, 180 магазинов, 60 рес- торанов и кафе. И все... Весь остальной район — “спальные” улицы. Домики, похожие друг на друга как близнецы. Школы, частные медицинские кабинеты. Уютно, комфортно, безопасно. Масса зелени, за каждым домиком ма- ленький садик. Все друг друга знают. Через неделю моего пребывания полицейский на углу привет- ствовал меня как “местного”, в итальянском кафе мне готовили омлет уже без заказа, знали, что именно он мне понравился, индус в газетном киоске считал своим долгом поинтересоваться где я побывал в Лондоне и как мне это понрави- лось, а тетенька на фруктовом рынке продавала мне нектарины с ощутимой скидкой, как постоянному покупателю. Скучно? Нет. По-моему размеренно, спокойно и безопасно. Как и должно быть в “спальном” районе...

А сейчас несколько слов о властях. Сто дней недавно отпраздновал новый мэр Лондона Борис Джонсон. Лондонцы искренне полюбили своего градоначальника, хотя по нашим меркам он несколько экстравагантен. Согласитесь, человек учавствует в гей-парадах, рассказывает о том, как пробовал легкие наркотики... Но главное в Борисе (лондонцы называют его именно так), это то, что он выполняет все свои обещания. Абсолютно все. Он запретил распивать спиртные напитки в общественном транспорте, он постоянно на виду у Лондонцев, он решил отменить налог на въезд автомобилей в центр города... Он доступен, демократичен, деятелен и энергичен. Борис вникает во все проблемы города. Любой лондонец может встретиться с ним лично и поделиться своими соображениями относительно той или иной проблемы города. Каждый звонок мэру регистрируется и докладывается Борису. Моя учеба в Лондоне пришлась на 2-недельный отпуск лондонского мэра. Подобно большинству жите- лей английской столицы он проводил его на юге Испании. Представьте себе мое изумление, когда в прямом эфире, ведущий новостей канала ВВС2 набирает номер телефона мэра и разговаривает с ним. Разговор:

— Привет, Борис! Это Джон, 2 канал ВВС. Как отдыхается?

— Привет, Джон! Нормально отдыхается. Погода не очень, но я все равно купаюсь.

— Не переусердствуй, Борис! Ты нам нужен здоровым после отпуска!

— Да, я знаю, мусорщики бастуют. Вам там нелегко. Сегодня в три часа я буду говорить с профсоюзом. Надеюсь к вечеру проблему решим.

— Спасибо, Борис! Хорошего отдыха!

— И тебе спасибо, Джон, за звонок! Привет моим дорогим лондонцам!

В Лондоне действительно началась забастовка мусорщиков, которые требовали увеличения зарплаты. Лондон на глазах зарастал мусором. К вечеру того дня, когда передавали разговор с Борисом, проблема была решена. Мусор вывезли...

Борис — лицо публичное. Частной жизни у него практически нет. Англичане считают это нормальным, ведь он получает деньги налогоплательщиков. Значит, каждый, кто платит налоги, должен знать, сколько он получает и на что тратит свои деньги. Распорядок дня мэра также известен любому. Градоначальника можно встретить в криминальном районе, в метро, на рынке, в супермаркете, в автобусе... Лондонцы должны видеть, как он работает, должны знать, что он делает, должны чувствовать результаты его труда. Я был лондонцем ровно 28 дней. Но Борисом гордился, как будто сам его выбирал. А еще сравнивал, сопоставлял, делал выводы.

Степень своей свободы мы определяем сами. Только сами. И никто другой не может определить то, на сколько мы можем быть свободны, а насколько несвободны. Английская истина... Пока не наша...

Следующий раз прогуляемся по королевским замкам и дворцам Лондона, поговорим и о королеве. Англичане называют ее “мама”...

Андрей ЯКУБОВСКИЙ

Фото дня

Видео

Календарь


Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

Проекты

Именины

  • Andžejs, Andžs, Edīte, Esmeralda

Партнеры

  • Latvijas Reitingi