В интересной стране живем: так называемые реформы проводят не на благо, а во вред простым людям.
Странные преобразования в системе “Latvijas pasts” уже вызывали серьезный сбой в доставке подписных изданий на территории всей Латвии, не на шутку взволновал новый почтовый сервис и латгальских клиентов. Кто и зачем торопился сократить число сельских почтальонов, посадить их в дорогостоящие автомобили, если во многих европейских странах по-прежнему не снят “с вооружения” велосипед?
Новая, механизированная система только обострила проблему коммуникабельности, а многие сельчане, особенно на хуторах, еще сильнее ощутили свое одиночество. Они теперь видят почтальона в лучшем случае раз в месяц - когда приносят пенсию. В новых условиях получение посылки или бандероли влечет для клиентов почты дополнительные расходы. Так, иной подарочек от души, но с доплатой может полностью обескуражить именинника или юбиляра. Вместо радости получай огорчение.
По всей вероятности, авторы реформ пытались бежать впереди Европы всей и мыслили столь глобально, что сами не заметили, как погрязли в колоссальных кредитах, которые и впредь будут подстегивать рост тарифов на различные почтовые услуги. Уже сегодня половину подписной стоимости газеты “Эзерземе” съедают почтовые услуги, а что будет дальше? Почтовые начальники выдумы-вают инструкции, выгодные для своей системы, интересы же “маленького” человека - на последнем месте. К великому удивлению и возмущению, процессы разрушения всего и вся в нашей стране никак не могут затормозиться, и в добивание латгальского села свою весомую лепту теперь вносит “Latvijas pasts”.
Уныние и отчаяние сельских людей мы, журналисты, постоянно чувствуем при личном общении. Убитая вера в благополучие завтрашнего дня - главная причина вынужденной миграции не только из деревень и поселков, но из латгальских городов. Еще страшнее - ставшее уже привычным прогрессирующее равнодушие друг к другу. Ведь горевать в глубинке остались в основном инвалиды да люди на склоне лет, для которых новые нормативы дислокации общих почтовых ящиков создали дополнительные проблемы, особенно в распутицу и зимнее время. Инструкции, наспех сочиненные в городских кабинетах, возобладали над здравым смыслом, а местные газеты превратились для читателей в последнюю радость, с которой тоже пришла пора прощаться.
Прямая телефонная линия на тему почтового сервиса “горячей” не получилась. Скорее всего, разуверившиеся во всем люди сами поняли, что плетью обуха не перешибешь, и даже не пытались отстаивать свои права. Все мы нежданно-негаданно очутились в такой стране, где никто ни за что не отвечает. Общий настрой деревенских жителей выразила постоянная подписчица газеты Краславского и Дагдского края Регина Муйжниек: “Закрытие почтового отделения в Муйжниеках вызвало всеобщее недовольство местных жи-телей. Раньше за коммунальные услуги мы рассчитывались на месте, теперь вынуждены отправляться в Шкяуне. При теперешнем автобусном сообщении это не только не по карману, но и отнимает много времени. С получением посылок и вовсе невообразимые трудности: либо сам поезжай в Дагду, либо плати дополнительные латы за доставку в Шкяуне, а значит, снова собирайся в путь. Всем известно, насколько “богаты” нынешние пенсионеры, тем более что возросли цены на лекарства. Труднее стало оформить подписку и на газеты. Одним словом, почтовый сервис начисто отвернулся от деревни”.
Точно такие же аргументы, отнюдь не в пользу почтовых реформ, довелось выслушать на днях в Приежмале. В местном почтовом отделении подтвердили, что снижение числа подписчиков на периодику - следствие не инфляции, а явного ухудшения почтового обслуживания. Ради чего тогда затевать реформы, если они ведут фактически к разрушению годами наработанной системы? Мировая практика показывает, что в условиях жесточайшей конкуренции самыми живучими оказывают-ся местные газеты, от них подписчики отказываются в последнюю очередь.
Похоже, почтовые реформаторы пошли по наиболее легкому пути: пытаются отсеять невыгодных сельских клиентов, чтобы получить вожделенную рентабельность в городах. Принцип “прибыль любой ценой” никак не вяжется с общепринятыми гуманитарными ценностями и демократическими свободами, которые неустанно декларирует Латвия как полноправный член Европейского союза.
В заключение, по поручению редакции “Эзерземе”, приношу извинения всем подписчикам, кто испытал серьезные трудности и неудобства при получении газет в этом году. Работая минимальным составом, мы делаем все возможное в нелегкой борьбе за выживание нашей и вашей газеты и верим в торжество здравого смысла. Ведь мир добра держится на совести каждого, а хороших людей больше, чем нам кажется. Будем вместе надеяться: нагрянувший социально-нравственный кризис - явление временное. Паника началась даже в высших эшелонах власти.
Алексей ГОНЧАРОВ.